Одна из целей мусорной реформы в России — развитие системы переработки отходов, а не их сжигания — самого опасного способа обращения с мусором. Но формулировки в законе об отходах создают конфликт между участниками рынка. Эксперт экологического движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша рассказала Plus‑one.ru, как убрать путаницу в понятиях и преодолеть мусорный кризис.
В прошлой колонке мы разбирали, почему одной из причин пробуксовки мусорной реформы стала неразбериха с понятиями в законе. Она провоцирует конфликт между интересами региональных мусорных операторов и производителей, которые обязаны обеспечивать сбор и утилизацию отходов своей продукции. В результате вместо масштабного раздельного сбора мы имеем борьбу за упаковку, которую проще собрать и переработать, а еще пренебрежение другими отходами, например, пищевыми, которые труднее отсортировать из общего потока мусора.
Основная «мусорная единица», вокруг которой разворачивается реформа, — это твердые коммунальные отходы (ТКО). ТКО — это весь мусор, образующийся дома у потребителей (отходы пищи, изношенные одежда и обувь, упаковка, игрушки, стройматериалы, мебель и другое). Это также отходы, образующиеся в офисах, магазинах, ресторанах и так далее.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ разъясняет, что ТКО образуются в результате смешения отходов. Представьте содержимое мусорного контейнера рядом с вашим домом. Брр, не правда ли?
Переработка, или формально — утилизация максимального количества ТКО вместо полигонного захоронения, — основная цель мусорной реформы, как ее декларируют чиновники.
Давайте подумаем, во что можно переработать эту смесь? Нам поможет справочник наилучших доступных технологий (НДТ) в области утилизации и обезвреживания отходов. С точки зрения чиновников, применение НДТ — это хорошо. Органы власти считают, что если предприятие применяет НДТ, то оно способствует охране окружающей среды, и оказывают поддержку таким предприятиям.
Справочник утверждает, что для утилизации отдельных фракций ТКО (стекло, пластик, металл и бумага) отходы сначала нужно сортировать. Замечаете странное? Сначала отходы из домов, офисов и ресторанов перемешивают в контейнерах, а потом уже сортируют отдельно на картон, стекло, металл и пластик.
Также в справочнике написано, что наиболее перспективным методом утилизации ТКО является производство твердого топлива. Сжигать его предлагают на цементных заводах, поскольку применяемые там технологии подразумевают высокие температуры (до 2000 градусов) и есть надежда, что все загрязняющие вещества сгорят дотла. А если что-то и останется, то это используют в производстве цемента.
Но зачем делать из отходов топливо и сжигать его, если цель реформы — отходы перерабатывать?
Чтобы сортировать перемешанные ТКО, региональные операторы — те, что собирают отходы у населения и бизнеса, — строят сортировочные мощности, причем за счет населения. Но после перемешивания отходы уже не столь чисты и пригодны к переработке. В зависимости от оборудования, установленного на сортировках, из смешанных ТКО можно вернуть для производства новой продукции от 7 до 20% вторичного сырья, в основном — отходы упаковки. Причем 20% — крайне оптимистичный сценарий.
Органическая часть ТКО (пищевые отходы) на сортировках отсеивается и едет на полигоны. Если объекты оборудованы промышленными компостными установками, отбросы со стола могут быть переработаны в удобрения.
Отмечу, что пригодный для сельского хозяйства компост из такой органики не получится, так как в нем присутствуют мелкие кусочки всего, с чем были перемешаны отходы. Это могут быть крошки бетонной стены после ремонта, градусники, таблетки и даже старые фотореактивы, попавшие в мусорное ведро после расхламления антресолей. Такой компост представляет собой «техногрунт» и используется для отсыпки тех же самых полигонов или дорог. Его доля в общем объеме отходов у добросовестного регоператора составляет 30%.
И вот, когда невероятными усилиями, которые оплатили мы с вами, из перемешанных отходов извлекают для переработки пятую часть вторичных ресурсов, а еще треть превращают в «техногрунт», остается примерно половина загрязненных ТКО, которые практически ни во что нельзя переработать. Именно из них, полагаю, и планируют делать твердое топливо.
Теперь понятно, что для развития реальной переработки мусора нужно договориться, что у населения образуются:
отходы от использования товаров и упаковки;
пищевые отходы;
прочие отходы.
Последние две категории можно считать ТКО.
Все отходы должны собираться раздельно по видам, а не в один бак для вторсырья, как сегодня происходит во многих регионах России. Должен быть свой контейнер для картона, свой — для стеклотары, свой — для пластиковых бутылок из-под напитков и бытовой химии, отдельные баки — для металлической упаковки, изношенной одежды и обуви, бытовой техники и так далее. Обязанность по сбору упаковки и товаров, которые необходимо перерабатывать, следует возложить на производителей.
Количество отходов, которые достанутся региональному оператору, сократится на треть — доходы от платежей населения упадут, деятельность станет невыгодной. Получается, что государство их как бы обмануло: пообещало все отходы населения, а потом переиначивает правила.
К сожалению, пока минприроды не готово признать, что часть отходов населения не относится к ТКО. Сейчас на портале проектов нормативных актов обсуждаются очередные изменения документа «Правила обращения с ТКО». Под это понятие подтягивают отходы от использования товаров, сбор и утилизацию которых должны обеспечивать производители. Стремление сохранить все отходы потребления, образующиеся у населения и бизнеса в составе ТКО, создает еще большую неразбериху и усиливает конфликт интересов региональных операторов и субъектов РОП, а конфликт никак не может способствовать достижению целей. Пока идут общественные дебаты, перемешанные отходы в лучшем случае могут стать твердым топливом, в худшем — уехать на полигон.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами власти в экологической ассоциации «РазДельный Сбор»