16.08.2019
6 минут на чтение

Эксперт рассказал о важности управления рисками стихийных бедствий

Проблемы городов Ближнего Востока и Северной Африки может решить участие частного сектора в их развитии

Города Ближнего Востока и Северной Африки (страны БВСА), привлекая инвестиции, играют важную роль в экономическом развитии всего региона. В то же время они уязвимы перед внешними факторами. Стабильность роста городов заключается в правильном городском планировании и создании защиты от стихийных бедствий, считает бывший директор Группы Всемирного банка, член-корреспондент Института государственной политики и международных отношений им. Иссама Фареса при Американском университете Бейрута Джамал Сагир. Колонку эксперта опубликовало издание The National.

Страны БВСА все чаще подвергаются стихийным бедствиям, таким как наводнения, сильная жара и засуха. Температура в регионе растет быстрее, чем в среднем на планете. И если по всему миру с 1980-х число природных катаклизмов почти удвоилось, то в странах БВСА оно почти утроилось. Причем более 370 стихийных бедствий, затронувших 40 млн человек за последние 30 лет, обошлись местной экономике в $20 млрд.

Стихийные бедствия часто не ограничиваются границами одной страны и даже региона. Например, сильные пылевые бури, мощные вулканы могут отражаться на состоянии атмосферы в планетарном масштабе. Как пояснили +1 в ГПБУ «Мосэкомониторинг», в среднем 30% мелких взвешенных частиц в воздухе Москвы — это трансграничный перенос за счет глобальных атмосферных процессов. В отдельные периоды это значение может доходить до 70%. Получить такие оценки стало возможным благодаря организации в Москве сети автоматизированных непрерывных наблюдений за содержанием в воздухе мелких фракций пыли. Наблюдения организованы на уровне международных стандартов качества данных, что позволяет сопоставлять результаты с другими международными сетями мониторинга.

Долголетие в человейнике. Сможет ли здоровье стать ДНК большого города?

Читайте лонгрид

Последствия изменения климата накладываются на существующие социальные и политические проблемы, в частности на рост плотности городского населения. Сейчас 62% населения региона БВСА проживают в городах и, по прогнозам, эта цифра удвоится к 2040 году.

Как подсчитали в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в прошлом году во всем мире вынужденно переселились свыше 70 млн человек. Большинство из них из Сирии — 13,6 млн. Более 80% вынужденных переселенцев с Ближнего Востока (главным образом из Сирии, Ирака и Йемена) в настоящее время проживают в городах стран БВСА. Их переезд часто основан на мнении, что в городах они найдут лучшие экономические возможности, безопасность, анонимность и большую доступность услуг.

По мнению Джамала Сагира, способствовать устойчивому городскому развитию в регионе БВСА должны одновременно и чрезвычайное планирование, и инвестиции в инфраструктуру, и адаптация городской среды, и готовность к финансовым рискам. Сейчас правительства некоторых стран региона пытаются развивать города с учетом опасности стихийных бедствий. Меры включают в себя создание систем раннего предупреждения, а также институтов и инфраструктуры для более эффективного управления стихийными бедствиями.

В городе Джидда в Саудовской Аравии, пострадавшем от наводнений в 2009-м и 2011 году, пришлось улучшить систему водоотвода и планирование использования земель. Дубай внедряет программу для совершенствования поиска и спасения людей в чрезвычайных ситуациях, планирования в случаях ЧС, пожаротушения и аварийного реагирования. Иорданский город Акаба выступил с инициативой по снижению опасности землетрясений, в которую входят оценка рисков, повышение осведомленности в обществе, поисково-спасательные работы в городах и формирование добровольческих отрядов для ликвидации последствий. В марокканском Фесе действует программа по управлению рисками стихийных бедствий на уровне местного сообщества, а прибрежный город Джебейль в Ливане подготовил план по противодействию стихийным бедствиям. Общая черта таких инициатив — это то, что городские власти придают важное значение уменьшению опасности бедствий для безопасности населения.

«Эти практики демонстрируют важность, которую городские власти придают снижению риска бедствий ради безопасности населения. Необходимо тиражировать ​​передовой опыт в более широком масштабе в регионе. Для успешной реализации этих планов и управления все более крупными и сложными городскими системами необходимо улучшить координацию на центральном и местном уровнях, расширить участие частного сектора в развитии городов и передать ответственность и бюджеты местным органам власти», — резюмирует Джамаль Сагир.

Одним из российских городов, которые активно адаптируются к изменению климата, является Москва. Как отмечается в докладе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, в столице «меры по адаптации и снижению воздействия погодно-климатических явлений становятся неотъемлемым элементом управления городским хозяйством и касаются всех сфер жизнедеятельности населения». В частности, в городе реализуется «План действий по снижению воздействия аномальной жары и загрязнения воздуха на здоровье жителей», в рамках которого москвичей информируют о наступлении аномальной жары и загрязнении воздуха, а также проводят ежегодные профилактические мероприятия.

Например, в столице создают «острова прохлады» — легко доступные кондиционируемые помещения, обеспечивают комфортный температурный режим в поликлиниках и общественном транспорте, повышают доступность питьевой воды, что критически важно в периоды жары, рассказал +1 профессор РАН Борис Ревич. Вместе с тем в Москве сохраняют зеленые насаждения, так как озелененные территории помогают переносить жару и противостоять подтоплениям города после сильных ливней. Также для адаптации к климатическим изменениям в столице модернизируют котельные и ТЭЦ, развивают систему ливневой канализации и убирают воздушные линии электросети под землю.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки