Эковоспитание чувств

Когда экологические вызовы, с которыми сталкивается человечество, становятся все более угрожающими, значение экопросвещения непрерывно возрастает. Экообразование становится одним из ключевых факторов, влияющих на обеспечение устойчивого развития. О том, как воспитать у детей и подростков ответственность за сохранение окружающей среды, — в материале +1.

Основы экологического образования в современном понимании были заложены в 1970-е годы. Значение экопросвещения подчеркнуто в эпохальной Стокгольмской декларации, принятой по итогам Конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 году. В 1975-м ЮНЕП и ЮНЕСКО учредили Международную программу по экологическому образованию, действовавшую до середины 1990-х.

Школьные годы

Один из крупнейших интернациональных проектов в области детского экопросвещения — Eco-Schools Фонда по экообразованию FEE. Программа реализуется в 51 тыс. школ 67 стран мира. В рамках проекта, помимо занятий, ученики создают «экокомитеты», где составляют детальные планы по борьбе с несортированным мусором и повышению энергоэффективности.

В 2015 году FEE в дополнение к программе запустил проект The Great Plant Hunt («Великая охота за растениями») по изучению биоразнообразия. Дети посещают леса и природные парки и изучают флору и фауну. Результаты исследований легли в основу нескольких проектов: в турецком колледже культуры Дюздже учащиеся открыли музей биоразнообразия, а в школе Via в Швеции создали книгу, посвященную растениям, насекомым и птицам.

Педагогический сад парижского Дома рыбалки и природы организует экскурсии для школьников. В саду располагаются участки с ароматическими травами, лекарственными растениями и зерновыми культурами, плодово-ягодные кустарники и три огорода. Школьники учатся ухаживать за растениями и компостировать.

В некоторых огородах детей знакомят с основами «слоуфуд» — «медленного питания», основанного на здоровой пище и сохраняющего национальные и региональные традиции. На ферме в нью-йоркском Бруклине школьники, участвующие в проекте «Городской урожай в школах», готовят из собранных овощей полезные блюда. Параллельно детям объясняют, почему важно питаться продуктами, выращенными в регионе проживания, рассказывают, как выбросы парниковых газов сокращаются благодаря отказу от перевозки товаров на длинные расстояния.

Семейный круг

Воспитывать экологическое мышление у детей можно в семье, поможет родителям в этом детская литература. Многие книги учат ребенка бережному отношению к природе, объясняют причины и последствия климатических изменений, сокращения лесов, вымирания видов. В «Водной принцессе» Сьюзен Верде и Джорджи Бадиль рассказывают о проблеме дефицита водных ресурсов. А с помощью книг-инструкций, таких как «Мусорная революция: свалка о двух концах» Эрики Файви, букваря «Компостное рагу: рецепт для земли от А до Я» Мэри МакКенны Сиддалс и Эшли Волфф или «Джордж спасает мир к обеду» Джо Ридмана и Ли Робертс, можно растолковать, почему важно сортировать мусор, экономить воду и энергию. Не стоит забывать и о классике детской литературы: «Винни-Пухе» Алана Милна или «Лесной газете» Виталия Бианки.

Заниматься экообразованием можно через игры. Например, с помощью нового конструктора LEGO объяснить ребенку принцип работы ветротурбины и рассказать об экологических преимуществах использования возобновляемых источников энергии. На сайте экотоваров Eartheasy есть и другие комплекты — например, обучающие детей основам солнечной и гидроэнергетики. Родители могут изобретать и собственные игры, как делает активистка движения «Раздельный сбор», экоблогер и мама двоих детей Марина Шалгинских: «Когда приходим на детские площадки, я часто убираюсь и предлагаю детям поиграть в очистку мира, и они с удовольствием откликаются».

Самый эффективный способ развить у ребенка экологическое мышление — показывать достойный пример: не мусорить, сортировать отходы, выключать свет, выходя из комнаты. «Дети слушают, видят, как живут родители, как они поступают, и копируют поведение, — комментирует основатель платформы „Зеленый драйвер“, экотренер Роман Саблин. — Конечно, при необходимости мы поясняем, рассказываем, ограничиваем, предлагаем альтернативу».

«Мы сортируем отходы — поэтому дочь знает о существовании полезного мусора и отправляет его в соответствующую корзину, рассказывает няне о сортировке и переработке, просит сохранять пакетики из-под корма для птиц, — рассказала +1 Марина Шалгинских. — У нее есть и собственная сумка для покупок».

По мнению активистки, воспитать в ребенке любовь к природе проще, чем во взрослом. Она рассказала: «Я заметила, что малыши с удовольствием бегут к урне и выбрасывают мусор. Получается, им не надо это даже прививать. Их нужно просто поощрять, поддерживать, потому что у детей экологическое мышление — врожденное, и уже в процессе нашей жизни оно меняется. Они легко понимают, что пакет может какое-то животное погубить, что микропластик может попасть в водоем и рыбу. А взрослые — скептики, постоянно оправдывающие свое поведение».

Автор

Варвара Селизарова