Доступность, понятность, гиперлокальность

Экожурналистка Ангелина Давыдова — о трендах в сфере мониторинга качества воздуха в Калифорнии

За качеством воздуха в Калифорнии уже более 50 лет следит Калифорнийский совет воздушных ресурсов (CARB), одно из подразделений Калифорнийского агентства по охране окружающей среды (CalEPA). Миссия ведомства, где работает около 1,3 тыс. сотрудников и бюджет которого составляет $580 млн в год — бороться с загрязнением воздуха, смягчать воздействие на климат, защищать общественное здоровье, продвигать использование чистых и энергоэффективных видов топлива и технологий. Агентство разрабатывает и устанавливает стандарты качества воздуха, занимается сбором данных о состоянии атмосферы в штате, а также их анализом с использованием измерений со станций мониторинга и смоделированных показателей. Эти данные в виде таблиц и интерактивных карт предоставляют жителям региона.

Всего по Калифорнии установлено около 250 официальных мониторинговых станций. В наиболее простой и понятной форме информация о загрязнении атмосферы представлена на онлайн-карте качества воздуха, где уровень загрязнения демонстрируется в виде единого индекса для пяти показателей: загрязнения мелкодисперсной пылью (PM10, PM2,5), приземного озона, окиси углерода, двуокиси серы и двуокиси азота. Все данные локальны: зеленым цветом на карте отмечены наиболее чистые районы, желтым, красным и темно-красным — районы с разной степенью загрязнений. Также разработано мобильное приложение с информацией о качестве воздуха Breath Well, работу которого поддерживает CARB.

Как рассказывают в CARB, источники загрязнения воздуха в Калифорнии бывают стационарные (фабрики, нефтеперерабатывающие заводы, ТЭЦ), передвижные (автомобили, грузовики, автобусы, поезда, самолеты), индивидуальные (камины, потребительские продукты) и естественные (животные, пыль, лесные пожары). Наибольшей «популярностью» данные о загрязнении воздуха пользуются в периоды лесных пожаров (как правило, осенью). Типичный пример тому — ноябрь 2018 года, когда пожары в Северной Калифорнии привели к многодневному смогу, а качество воздуха в районе залива Сан-Франциско в некоторые дни было худшим в мире. Наиболее загрязненными частями штата (в отсутствие лесных пожаров) являются Лос-Анджелес из-за совокупного воздействия на атмосферу транспортных средств и промышленности, а также сельскохозяйственные регионы центральной части Калифорнии, где велики выбросы сельскохозяйственной техники, грузовиков и пылевое загрязнение.

Как отмечает представитель CARB Стэнли Янг, за 40 лет воздух в наиболее загрязненных частях штата заметно улучшился — сейчас автопарк штата на 99% экологичнее, чем в 1970-х, в том числе из-за более строгих требований в штате как к экоклассу автомобилей, так и к продаваемому топливу. По сути, как говорят в ведомстве, учитывая текущие технологические возможности, в области легковых автомобилей сделано все, что возможно. Дальнейшая работа должна концентрироваться на снижении использования автомобилей в целом, что непросто в условиях установившейся культуры передвижения на автомобилях, из-за особенностей жилой застройки и ценообразования на жилье, а также из-за необходимости сокращения выбросов парниковых газов от сельскохозяйственной техники, портового оборудования, судов и грузовиков.

Жители штата в целом доверяют официальной статистике, однако, на фоне растущего интереса к вопросам экологии, качества жизни и состояния окружающей среды в Калифорнии появляются технологические стартапы, позволяющие жителям получать альтернативные гиперлокальные данные в режиме реального времени. Один из них — Purple Air, предлагающий информацию о загрязнении воздуха на уровне района. В приложение данные собраны с небольших датчиков качества воздуха, установленных жителями штата в домах и офисах, и размещены в режиме онлайн на интерактивной карте. Еще один пример гражданского мониторинга качества воздуха — Проект по экологическим показателям в Западном Окленде (WOEIP). Там жителям раздавали рюкзаки с мобильными анализаторами качества воздуха, разработанными в Калифорнийском университете в Беркли. Позже партнерами WOEIP стали Фонд защиты окружающей среды и Google, размещая сенсоры, в том числе в машинах Google Street View, постоянно перемещающимся по улицам города. Результаты мониторинга были опубликованы в журнале Environmental Science & Technology.

Власти штата также собираются продолжать развивать системы контроля качества воздуха. Так, в 2017 году местный парламент принял закон, который обязывает CARB поддерживать развитие систем мониторинга загрязнения атмосферы на уровне конкретных районов и местных сообществ — последние теперь могут покупать недорогие анализаторы качества воздуха из средств, выделяемых правительством штата, для получения данных на более локальном уровне.

Отметим, что основной производитель и поставщик электроэнергии и природного газа в Северной Калифорнии Pacific Gas and Electric Company, чтобы предотвратить вызывающие возгорание вспышки на линии электропередач, в условиях надвигающихся лесных пожаров отключил электричество в ряде районов штата на несколько часов или даже дней. Это привело к тому, что многие станции измерения качества воздуха (и официальная, и общественные) отключились, а на резервном питании они стали давать неверные показания в режиме онлайн.

Автор:

Ангелина Давыдова