В США ограничивают «вечную химию». Чем она опасна для человека

В США решили законодательно ограничить применение в производстве непромокаемой одежды, косметики, посуды с антипригарным покрытием и других товаров шести устойчивых химикатов класса PFAS, которые сохраняются в окружающей среде вечно. Опрошенные Plus-one.ru ученые разошлись в оценках угрозы здоровью человека.

PFAS увеличивают риск развития рака, а также других проблем со здоровьем, говорится в одном из авторитетных международных исследований

Американцы собираются регулировать PFAS

Агентство по охране окружающей среды в США (EPA) намерено к концу 2023 года разработать механизм регулирования содержания в питьевой воде шести устойчивых химикатов:

перфтороктановой кислоты (PFOA)

перфтороктансульфоновой кислоты (PFOS)

перфторнонановой кислоты (PFNA)

димерной кислоты гексафторпропиленоксида (HFPO-DA, широко известной как GenX)

перфторгексансульфоновой кислоты (PFHxS)

перфторбутансульфоновой кислоты (PFBS)

Пока стандарт не разработан, никаких действий от компаний не требуется, предупредил регулятор.

Исполняющий обязанности ректора РХТУ им. Д. И. Менделеева Илья Воротынцев пояснил нашему изданию, что PFAS используются в самых разных сферах — от косметики, антипригарной посуды и водонепроницаемой одежды до промышленных материалов, и даже как смазка для лыж (кстати, Международная федерация лыжного спорта запретила фторсодержащую смазку) — из-за исключительной долговечности, которая заставляет насторожиться ученых по всему миру. Не зря устойчивые химикаты называют чудо-соединениями.

Откуда появились «вечные химикаты»

Впервые их начали использовать в промышленности в 1940-х годах. Их стойкость обеспечила им широкое распространение. Разрушить PFAS сложно: они выдерживают почти любой технологический процесс, который связан с воздействием других веществ и высоких температур. PFAS пришли в гражданскую промышленность из военной, напоминает Plus-one.ru профессор химического факультета МГУ Валерий Петросян. Эти химические соединения использовались в экспериментах по созданию заменителя крови — так называемой «голубой крови». Разработки препарата проводились во времена заката СССР, и в России не возобновлялись. На Западе шла аналогичная работа, там-то наработки ученых и перекочевали на «гражданку».

Американский производитель DuPont начал изготавливать непригораемые сковороды, используя PFAS. Через несколько десятков лет сотрудники и их семьи подали на компанию в суд за вред здоровью, который был нанесен опасным химикатом в течение долгого времени работы на предприятии: люди стали чаще заболевать раком.

Впоследствии вредному для здоровья покрытию была найдена экологичная замена, рассказал Валерий Петросян. Он уверяет, что новый PFAS, который используют для антипригарного покрытия, безопасен для здоровья.

Вслед за историей с DuPont широкую огласку получило «дело 3M», мирового лидера химической промышленности. Расследование журналистов издания Intercept установило, что компания знала о губительном воздействии PFAS, о котором к тому моменту уже стало известно, но молчала. 3M долго игнорировала жалобы, однако в итоге заявила, что отказывается от использования таких химикатов.

В 2022 году генеральный прокурор Калифорнии подал в суд на 3M Co, DuPont и несколько других компаний, которые применяют PFAS, с требованием возместить «ошеломляющие» затраты на очистку почвы и воды от «вечных химикатов».

Так все-таки — чем вредны PFAS?

Череда скандалов привела к росту числа исследований воздействия устойчивых химикатов. К настоящему моменту известно, что они накапливаются в окружающей среде и в организме людей. При этом даже незначительные количества увеличивают риск развития рака, а также других проблем со здоровьем, говорится в статье журнала Nature.

В документах EPA, которые обосновывают принятие закона, сказано, что повышенные концентрации PFAS могут привести к снижению фертильности или повышению давления у беременных женщин, задержкам в развитии у детей, повышают риск онкологии, включая рак предстательной железы, почек и яичек. Кроме того, «вечные химикаты» снижают иммунитет, изменяют естественный гормональный уровень, увеличивают риск ожирения и повышения холестерина. В то же время американское Агентство по охране окружающей среды отмечает, что исследования продолжаются и научно обоснованные концентрации PFAS, опасные для человека, еще предстоит определить.

В беседе с Plus-one.ru Илья Воротынцев подтвердил выводы американских коллег о потенциальном риске «вечной химии» для здоровья людей. Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского Олег Сергеев также сообщил нашему изданию, что обществу надо опасаться PFAS: почти 30 тысяч эндокринологов заявили об угрозе негативного влияния этих химикатов на организм человека.

Впрочем, по мнению Валерия Петросяна, научной базы, доказывающей необходимость запрета, нет. «Лучше бы занялись сигаретами. Перевели всех с обычных на электронные, но последние тоже вредны. Курящие их люди дышат формальдегидом», — говорит профессор из МГУ.

Представитель Российского союза химиков, пожелавший остаться анонимным, также отметил Plus-one.ru, что PFAS нельзя считать опасными, а EPA прогибается под напором экологов.

Тем не менее, как пояснил Илья Воротынцев, инициативы по регулированию «вечной химии» обсуждаются на международном уровне все чаще. Евросоюз, к примеру, занимает радикальную позицию: сейчас рассматривается законопроект, полностью запрещающий производство PFAS.