Как скандально известный подрядчик H&M наладил бизнес по сбору одежды

Предприниматель Артур Котлярский работает на рынке сбора ненужной одежды с 2014 года, но широкую известность обрел в 2020-м после выхода скандального репортажа, который вскрыл факты перепродажи вещей H&M с его склада российским секонд-хендам, тогда как по регламенту они должны были отправляться на утилизацию за границу. После этого бизнесмен закрыл компанию и сосредоточился на новом проекте по сбору текстиля — «Благодарный шкаф». Plus‑one.ru рассказывает, как предприниматель задался целью наладить рынок секонд-хенда в условиях санкций.

Артур Котлярский в своем центре сортировки текстиля

Секонд-хенд в России на подъеме

«Сейчас в стране бум спроса на подержанную одежду — оптовые покупатели приходят к нам все чаще», — говорит Артур Котлярский. По его словам, рынок начал набирать обороты из-за ухода таких гигантов масс-маркета, как Zara, H&M, Bershka, Benetton. «Покупатели потянулись за вещами в секонд-хенды, комиссионные магазины и на барахолки», — поясняет предприниматель. Его слова подтверждают аналитики и участники рынка.

Так, клиенты Московского кредитного банка (МКБ) потратили в секонд-хендах с января по 5 октября на 96% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2022-м разделы с бывшей в употреблении одеждой запустили Lamoda и «Яндекс.Маркет». Партнерами онлайн-площадок выступили сети московских секонд-хенд-магазинов Second Friend Store и The Cultt. Впрочем, оба проекта целятся в сегмент люксовых вещей. По словам Артура Котлярского, большинство отечественных секонд-хендов продает зарубежные товары, а объем всего рынка составляет около 2 тыс. тонн в месяц.

В основном российские магазины скупают ношеную одежду из Европы. Предприниматель считает, что следует развивать сети по сбору и сортировке одежды в России. «Хотелось бы, чтобы мы, как европейцы, начали превращать ненужное в полезное. Во-первых, тогда текстиль не будет отправляться на свалки. Во-вторых, заработает импортозамещение», — поясняет Котлярский. Его бизнес-проект «Благодарный шкаф» сосредоточен именно на этой задаче — сотрудники компании собирают одежду, сортируют ее, а затем перепродают в секонд-хенды, отправляют на благотворительность или переработку.

Склад проекта «Благодарный шкаф» в городском округе Лыткарино, Московская область

«Благодарный шкаф» сортирует 20 тонн вещей в месяц

Совместно с благотворительным фондом «С миру по нитке» компания Артура Котлярского обслуживает около 130 пунктов по сбору старой одежды. Большая часть из них — в Москве, остальные — в Санкт-Петербурге и Саратове. Контейнеры расположены на улицах, в магазинах и торговых центрах, положить туда вещи может любой желающий. Собранную одежду отправляют на склад «Благодарного шкафа» в Московской области. Как заявил Plus-one.ru Артур Котлярский, сейчас его склад и сортировка занимают 1 тыс. кв. м, а приемкой и сортировкой вещей занимаются трое сотрудников — каждый сортирует от 500 до 1 тыс. кг в день. Но в последние месяцы на склад ежемесячно поступает не более 20 тонн одежды.

Эти данные противоречат рекламным публикациям, которые компания Котлярского разместила летом в СМИ. Так, на сайте «Коммерсанта» указано, что площадь фабрики составляет 3 тыс. кв. м и она может перерабатывать до 50 тонн одежды ежедневно. В то же время в публикации на «Форбс» бизнесмен указал, что площади склада составляют 1 тыс. кв. м. Сам предприниматель объясняет расхождения так: «Размер наших площадей за последние годы менялся. На момент, когда я общался с журналистами, все так и было. Количество поступающих вещей сильно меняется в зависимости от сезона. Мы можем отказываться от помещений и внештатных сотрудников».

Сегодня «Благодарный шкаф» передает на благотворительность около 10% собранных вещей. «Наш самый большой партнер — сеть приютов для бездомных „Дом трудолюбия Ной“, с ним мы работаем с 2014 года. Также сотрудничаем с московским Центром социальной адаптации бездомных имени Елизаветы Глинки. Мы передаем на благотворительность 400-500 кг одежды в неделю. Новости и отчеты о переданных вещах публикуются в соцсетях», — рассказывает предприниматель. Представители «Дома трудолюбия Ной» подтвердили Plus-one.ru, что давно сотрудничают с Артуром Котлярским и регулярно получают вещи от его проектов.

Около 75% всех собранных вещей компания перепродает в секонд-хенды. Чтобы покрыть взрывной спрос, Котлярский, как и другие участники рынка, закупает подержанную одежду из Европы. Для этого он учредил компанию «Аркоэкс». Ежемесячно она ввозит в страну 10–15 тонн вещей.

Непригодную для повторного использования одежду компания Котлярского отправляет на переработку — изготовление ветоши и RDF-топлива (твердое топливо для заводских печей из непригодного для переработки мусора). «Порядка 15% текстиля мы за свои деньги везем переработчикам. Это бракованные изделия из кожзама, грязные и рваные вещи», — поясняет бизнесмен. По его словам, партнером «Благодарного шкафа» является компания «МЖС Груп», поставляющая отходы крупному производителю цемента LafargeHolcim, завод которого находится в Московской области. «Топливо используется в процессе изготовления продукции, а завод оборудован современными системами фильтрации выбросов», — уточнил предприниматель. По его мнению, текстиль — лучший материал для изготовления RDF-топлива, поскольку среди тряпья нет опасных отходов вроде батареек и градусников.

Склад оптовой продажи в городском округе Лыткарино, Московская область

Как выглядит изнанка рынка утилизации текстиля

В 2020 году YouTube-блогер Елена Володина опубликовала расследование, в котором рассказала о судьбе ненужных вещей, сданных в контейнеры H&M. Шведский производитель утверждал, что при поддержке международной компании I:CO экспортирует собранную в РФ одежду на переработку в Европу. Однако, как выяснила Елена Володина, в действительности I:CO переправляла вещи на сортировку российским партнерам, и одним из них была компания Артура Котлярского «Астекс Рус».

Впоследствии блогеру удалось найти на «Авито» объявления, авторы которых предлагали оптом фирменные вещи H&M, сданные на переработку в магазинах сети в России. Елена Володина посетила склад «Астекс Рус» в Подмосковье и приобрела у сотрудников Артура Котлярского несколько мешков несортированной одежды шведского производителя. Попадание вещей в свободную продажу означало, что непригодные для перепродажи предметы будут выброшены владельцами секонд-хендов — весьма вероятно, в обычные помойки, а оттуда — на мусорные полигоны.

После публикации расследования H&M разорвала отношения с компанией I:CO, прекратив принимать вещи на утилизацию. В свою очередь, Артур Котлярский закрыл «Астекс Рус» и стал развивать проект «Благодарный шкаф».

«Елена приобрела мешки, которые не были обработаны нашими сотрудниками. Тогда на наш склад поступали рекордные объемы — до 500 тонн в месяц. H&M очень быстро открывала магазины — количество одежды превышало наши возможности. Поэтому некоторые сотрудники отдавали их секонд-хендам без сортировки, — комментирует Артур Котлярский. — Прямых контрактов с H&M у меня не было, мы работали с компанией I:CO и, как и полагалось, отгружали все пригодные для повторного использования вещи на экспорт».

Брендированный контейнер для сбора ненужной одежды

Бизнесмен предоставил Plus-one.ru завизированные таможенные накладные за 2018 год, подтверждающие факт вывоза собранной одежды за рубеж. Также в компании предоставили накладные об экспорте 13 тонн одежды за 2020 год, однако без соответствующих печатей. «Это обычная история для рынка. Все компании, которые занимаются сбором и сортировкой вещей, продают несортированную одежду в секонд-хенды», — настаивает предприниматель. По его словам, сегодня его компания не сотрудничает с крупными производителями текстиля.

Как сообщила Plus-one.ru независимый экотренер и экоконсультант Валерия Коростелëва, в российской отрасли сбора одежды действительно распространена практика перепродажи несортированных вещей. «Компании существуют в рыночной экономике, им надо выживать. А несортированные вещи могут стоить дороже, поскольку там попадаются хорошие предметы одежды, а не ширпотреб. Но если мы говорим про корпоративные, организованные процессы, когда такие компании, как H&M, заявляют, что вещи точно идут на переработку, то надо контролировать подрядчиков и не допускать перепродажи», — считает эксперт.

По информации Валерии Коростелëвой, подрядчики H&M перепродавали собранные в магазинах сети вещи с 2017 по 2020 годы, одежда вывозилась со складов «буквально газелями». «Главный негативный момент заключается в том, что покупавшие их секонд-хенды просто выбрасывают негодный материал, чаще всего — в обычные мусорки, откуда они поедут на полигон, а значит — не будут переработаны», — говорит эксперт.

Представители экоцентра «Сборка» заявили Plus-one.ru, что сразу объясняют своим клиентам, что будут продавать часть собранной одежды секонд-хендам: «На переработку идет совсем ветошь — то, что никуда не годится. И люди все равно с удовольствием сдают, потому что повторное использование для природы лучше переработки. Так что вопрос в том, что именно декларирует сборщик».

Артур Котлярский считает, что расследование Елены Володиной носило заказной характер и было проспонсировано конкурентами. Он уверяет, что сегодня все вещи, поступающие к нему на сортировку, проходят тщательный отбор, а в случае выявления дефектов — отправляются на переработку.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Георгий Кожевников