В российском «мусорном» законодательстве много белых пятен, тупиков и туманностей, мешающих правильному управлению отходами. Некоторые из них напрямую снижают результативность расширенной ответственности производителей (РОП) — усилий бизнеса по сбору и утилизации своих товаров и упаковки после их потребления. Руководитель направления по взаимодействию с органами власти в экологической ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша рассказала Plus‑one.ru, к чему приводит путаница между понятиями «твердые коммунальные отходы» и «отходы от использования товаров».
Если посмотреть на нацпроект «Экология» или Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления до 2030 года, то мы увидим, что интересы регуляторов отрасли крутятся вокруг отходов высокого класса опасности и твердых коммунальных отходов. Давайте разберемся, что же такое — эти ТКО?
Например, сотрудник съел шоколадку или выпил йогурт, а обертку и бутылку в мусорное ведро выбросил. Логично предположить, что если у гражданина «образовались» «сдохшая» батарейка, просроченные лекарства, шприц после укола или перевязочные материалы, — это тоже ТКО. Такая трактовка неправильна, и мы разберемся в этом немного позже. А еще на сайте министерства природных ресурсов написано, что ТКО — это смесь отходов.
Вся ответственность по обращению с ТКО лежит на региональных операторах. Для этого они наделены всеми нужными полномочиями. Именно им государство поставило задачу обеспечивать сбор, транспортировку, сортировку, обезвреживание и захоронение отходов, образующихся у населения в их домах и квартирах. Что можно сделать с ТКО, если они изначально смешанные? Их можно немножко посортировать, их можно отправить на полигон или сжечь. До 2020 года сжигание отходов считалось их обезвреживанием. А когда говорили про утилизацию ТКО, то речь шла в основном про производство из них твердого топлива RDF/SRF. Ну а что еще можно сделать из грязной и часто уже вонючей смеси различных отходов?
С января 2020 года в 89 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» появилось понятие «энергетической утилизации». Согласно этому понятию, ТКО, оставшиеся после сортировки (непривлекательные для переработчиков отходы пластика, бумаги, резины, древесины, текстиля и т.п.), можно утилизировать в энергию.
Чувствуете подвох? Ведь часть этих отходов образуется у населения дома, и вроде бы они и есть ТКО? А ТКО собирает региональный оператор, и только он. Как может производитель самостоятельно реализовывать свою РОП, если на пути к этому стоит региональный оператор и говорит: «Это все мое»?
Справедливости ради надо сказать, что на авторезину, батарейки и градусники региональные операторы обычно не претендуют. Собирать их можно и нужно отдельно за счет инструмента РОП. Электронику, бытовую технику и шины в крупных городах России уже можно сдать без больших затруднений. А вот батарейки и прочие опасные отходы, являясь объектами РОП, еще подпадают под полномочия Федерального экологического оператора, «родившегося» в недрах Росатома. ФЭО пока внятно не рассказал россиянам, как будет создаваться система сбора химических источников тока, ртутьсодержащих ламп, градусников и других подобных отходов. Граждане терпеливо ждут и продолжают выбрасывать их в ТКО.
Особо следует подчеркнуть, что в России вопросы управления медицинскими отходами, образующимися у населения, не урегулированы никак, хотя медицинские маски и одноразовые перчатки в эпоху ковида Роспотребнадзор признал все-таки ТКО и велел выбрасывать в контейнеры для смешанных отходов.
ОИТ — это отходы конкретных товаров из конкретных материалов. Часть из них, если собрана раздельно товарная партия, может быть легко передана на утилизацию, а часть никому не нужна, потому что или не собрать товарную партию (например, фантики), или нет серийных технологий переработки (например, композитные материалы). И все же, когда отходы рассматриваются как ОИТ в рамках РОП, с помощью экономических рычагов можно стимулировать производителя заменять сложную упаковку на легко собираемую и перерабатываемую. Решать этот вопрос через региональных операторов невозможно: не они выбирают материалы, конструкции и упаковку для товаров. Региональные операторы работают с уже образовавшимися и попавшими в контейнеры для ТКО отходами. В лучшем случае они могут транслировать населению, производителям и органам власти, что часть отходов неликвидна для переработки и ее придется везти на полигон.
Региональные операторы считают все отходы населения своими (ТКО), рассчитывают извлекать из ТКО отходы упаковки и получать доход от их продажи. Регоператоры наделены полномочиями не пускать никого на контейнерную площадку внедрять раздельный сбор — и повсеместно этими полномочиями пользуются.
Субъекты РОП (производители и их представители) хотят внедрять раздельный сбор ОИТ, самостоятельно реализуя свою ответственность. В основном, конечно, идет борьба за отходы упаковки, которые мы уже давно привыкли называть вторсырьем. Региональные операторы не стремятся внедрять раздельный сбор, а если и делают это, то, за редким исключением, организуют сбор на два потока: вторсырье и все остальное. Такая двухпоточная система признана в мире недостаточно эффективной.
Производители продвигают проекты, где виды упаковки накапливаются по отдельности: макулатура, пластиковые бутылки и канистры, стеклотара, кое-где даже тетрапак. Но чтобы установить столько контейнеров, необходимо получить одобрение или местных властей, или регионального оператора. Не во всех регионах переговоры проходят успешно.
В целом ситуация напоминает партизанскую деятельность в тылу врага. Победа не приближается, а удаляется. Потоки отходов, которые могли бы ехать вместо полигона на переработку, становятся заложниками плохо продуманных норм закона.
Министерству природных ресурсов необходимо совершить волевое усилие и, наконец, четко разделить понятия ТКО и ОИТ.
Из ТКО надо убрать все отходы, которые подпадают под расширенную ответственность, и запретить региональному оператору их собирать. Исключением может быть только случай, когда регоператор участвует в организации сбора отходов упаковки и прочих ОИТ на конкурентной основе наряду с другими компаниями. Никакого монополизма.
«А что же останется региональному оператору?» — спросит удивленный читатель. Региональному оператору найдется что делать. Во-первых, есть еще целая треть мусорного ведра в виде пищевых отходов. Это гигантский пласт работы. Во-вторых, остается еще много видов отходов, которые надо собирать раздельно и перерабатывать, но они при этом еще не подведены под РОП. Например, всеми ругаемый пластик с маркировкой 7 (other), мебель, детские игрушки...
Если осуществить предложенное разделение понятий, региональные операторы будут иметь свои целевые показатели, субъекты расширенной ответственности — свои, им нечего будет делить, и вместо конфликта интересов у них будет повод для сотрудничества.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Анна Гаркуша