Немногие понимают, как должна работать система управления отходами. Кто должен организовывать раздельный сбор, как сделать так, чтобы те, кто собирают вторсырье, платили меньше, от чего зависит степень перерабатываемости отходов, почему одни люди собирают мусор раздельно, а другие все бросают в общий бак, почему товары продают в упаковке, которая заведомо не может быть переработана и так далее. Руководитель направления по взаимодействию с органами власти в экологической ассоциации «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша рассказала Plus‑one.ru, как в России устроена расширенная ответственность производителей, которая должна ускорить мусорную реформу, и что с ней не так.
Вопросов по реформированию отрасли обращения с отходами много, и цельная картина не складывается. Поэтому пришло время рассказать про расширенную ответственность производителя (РОП), которая используется в России для того, чтобы наладить сбор и переработку тех отходов, которые можно вернуть в материальный цикл. А также снизить производство того, что сложно и дорого переработать.
Российская РОП — это комплекс правовых и экономических рычагов воздействия на производителя.
Утвержден перечень товаров и упаковки товаров, которые должны быть переработаны, а не отправлены на полигон. В него входит картонная, стеклянная, пластиковая и металлическая упаковка, а также текстиль, шины, электроника, батарейки и аккумуляторы и многое другое.
Производители этих товаров и упаковки обязаны обеспечить переработку отходов, оставшихся от этих товаров и упаковки. Они могут сделать это самостоятельно, что означает организовать прямо или косвенно процессы сбора, транспортировки, досортировки и переработки. В итоге отходы превращаются в новую продукцию, производитель инвестирует в это средства и время, а государству предъявляются документы, подтверждающие, что переработка произведена. Производитель может делать это не сам, а заключать контракты с теми, кто занимается сбором и переработкой отходов по роду своей работы.
Для тех производителей, кто не хочет или не видит возможности заниматься самостоятельным обеспечением утилизации, есть другой путь — выплата экосбора. Экосбор рассчитывается по определенной формуле: количество товаров или массы материалов, которые нужно утилизировать, умножается на ставку экологического сбора. Например, производитель напитков в ПЭТ-бутылках обязан утилизировать 20% выпущенных емкостей. Ставка экосбора за одну тонну ПЭТ составляет 3 800 руб. Производитель высчитывает, сколько ПЭТ в одной пятой от всех выпущенных бутылок, умножает на 3 800 и выплачивает эту сумму в бюджет. Как расходуется далее экологический сбор — решает государство.
Что должно было произойти за счет работы РОП? Жители должны были получить удобный раздельный сбор в шаговой доступности и снижение коммунальных платежей, потоки отходов на полигоны должны были сократиться, предприятий по переработке — становиться все больше и больше. К сожалению, ничего этого нет, и сейчас для РОП в России переломный момент. Старая модель признана неэффективной. Правила ее выполнения не стимулировали производителей отвечать за свои товары. Только крупные корпорации предпринимали меры по раздельному сбору и передаче отходов на переработку. Более мелкие платили деньги в бюджет или вообще уклонялись от ответственности. За четыре года работы РОП существенных прорывов не произошло. Поэтому правительство инициировало пересмотр условий РОП и в конце 2020 года утвердило новую концепцию.
Со следующего, 2022 года доля товаров, которые необходимо будет обязательно утилизировать, начнет ежегодно расти, стремясь к 100%, а в случае, если производитель не делал это самостоятельно, ему придется выплатить экосбор в бюджет в двойном размере. Например, производитель нижнего белья должен утилизировать 40% своей продукции, а обеспечил утилизацию только 10%. Тогда ему придется за 100 − 10 = 90% заплатить экосбор в двойном размере. А если он сможет обеспечить сбор и утилизацию 40% выпущенных маек и трусов и отчитается об этом государству, тогда ему больше ничего не надо платить.
Упаковку уже с 2022 года требуется утилизировать в полном объеме, то есть все 100%, а если производитель не обеспечил этого своими силами, то его тоже ждут «драконовские» удвоения. Например, производитель напитков смог обеспечить самостоятельную утилизацию 40% выпущенных на рынок ПЭТ-бутылок. Тогда ему придется выплатить в бюджет 120% экологического сбора. Если же он не планирует сам заниматься вопросами сбора и утилизации, то он может заплатить в бюджет за весь объем выпущенной упаковки 100% экосбор.
В настоящее время в правительстве и министерствах пишут нормативные акты, объясняющие участникам рынка, как это все будет происходить. Между производителями товаров и регуляторами отрасли ведутся консультации и обсуждения для того, чтобы новая РОП была действительно эффективнее предыдущей. К сожалению, у экспертов отрасли есть серьезные претензии к новым положениям РОП.
Дело в том, что изначально РОП была внедрена для стимулирования бизнеса обеспечивать утилизацию самостоятельно, без участия государства. Как если бы родители сказали своим детям: «Договаривайтесь сами, кто что будет делать, но чтобы, когда мы вернемся, на кухне было чисто». Производителю должно быть выгодно вкладывать средства в обеспечение всех этапов движения отходов от потребителя к переработчику по сравнению с уплатой экосбора.
По новым правилам для производителей некоторых товаров действительно выгоднее самостоятельно вложиться в утилизацию, так как утилизировать часть от всех выпущенных товаров проще, чем сразу весь объем. А вот обеспечить сбор и переработку всей упаковки прямо со следующего года физически нереально, ведь мы знаем, что, во-первых, нет развитой инфраструктуры раздельного сбора, во-вторых, нет достаточного количества предприятий по переработке, а в-третьих, существенная часть упаковки, даже если ее всю собрать раздельно, не будет востребована переработчиками, так как нет технологий переработки материалов упаковки.
За один год бизнес не сможет самостоятельно развить инфраструктуру сбора, построить новые предприятия и подобрать альтернативную, легкоперерабатываемую упаковку. Просто платить экосбор для субъектов РОП будет выгоднее, чем что-то делать самим. Таким образом, новая РОП из инструмента, побуждающего производителя научиться «самостоятельно прибираться», превращается в налог. А расходовать этот эконалог будет государство по своему усмотрению.
Казалось бы, какая разница гражданам, кто будет тратить деньги на утилизацию: производитель или государство? Для рядового потребителя, который не хочет платить много за вывоз мусора, готов участвовать в раздельном сборе, не одобряет полигоны и против мусоросжигательных заводов, выступает за переработку и даже предотвращение отходов за счет отказа от одноразовых товаров, разница будет.
Практика показала, что централизованное управление и монопольные полномочия убивают конкуренцию и снижают качество услуг. Россияне уже убедились в этом, когда началась реформа и в регионах отходами начали «командовать» региональные операторы. Платежи выросли, раздельный сбор от частного бизнеса закрыли, мало где изменилось качество обращения с отходами.
У инструмента РОП есть еще одна важная функция. Правильная РОП может привести к сокращению и предотвращению образования отходов и приводит к результату, когда все отходы можно переработать и ничего не надо сжигать. Почему же в Европе, несмотря на развитую РОП, работают мусоросжигательные заводы? Дело в том, что в ЕС можно засчитать РОП с помощью получения энергии. И такая возможность демотивирует производителя искать новые конструкции и материалы для своих товаров. А зачем утруждаться, если можно отправить на сжигание и поставить галочку «выполнено»?
В России также есть понятие «энергетической утилизации». Поэтому, если положения новой РОП будут подталкивать производителей платить, а не действовать самостоятельно, мы рискуем вместо сокращения количества образующихся отходов и изменения их состава получить развитие мусоросжигания в прямом виде или через производство топлива из отходов. Государство не может принять за производителя решение поменять «плохую» упаковку на перерабатываемую или отказаться от упаковки вовсе, а у самого производителя не будет стимула совершенствовать свои товары и упаковку в сторону их долговечности, простоты сбора и утилизации. Проблема отходов будет не решаться, а усугубляться.
Мы надеемся, что органы власти федерального уровня прислушаются к доводам экспертов со стороны производителей, переработчиков и НКО и внесут необходимые корректировки в 89 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» и проекты нормативных актов, чтобы еще через пять лет нам не пришлось признать, что «действующая РОП неэффективна» и надо снова что-то менять.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами власти в экологической ассоциации «РазДельный Сбор»