Пандемия COVID-19 «озеленяет» мировую энергетику: в 2020 году возобновляемые источники энергии уверенно росли, а традиционные — переживали крупнейший спад. Почему так получилось, что изменится в 2021-м и почему рекордное сокращение выбросов парниковых газов не спасет от глобального потепления? Plus‑one.ru выбрал главные факты из свежих отчетов ЮНЕП и Международного энергетического агентства.
Перед началом пандемии COVID-19 глобальные выбросы парниковых газов установили рекорд — за 2019 год в атмосферу Земли их попало 59,1 Гт CO2-эквивалента. Более половины всей парниковой эмиссии — свыше 33,4 Гт — пришлось на энергетику.
На фоне коронакризиса мировой спрос на источники энергии просел на 4%. Это крупнейший спад со времен Второй мировой войны. По итогам 2020-го парниковые выбросы от энергетики уменьшились на 5,8% (1,9 Гт), что стало самым резким падением в истории наблюдений. Предыдущий раз такое случалось в 2009-м, когда в результате финансового кризиса 2008-го эмиссия сократилась на 0,4 Гт.
Общее сокращение мировой парниковой эмиссии в 2020-м оценивается в рекордные 7% относительно 2019-го. Однако это не помешало прошлому году стать одним из самых жарких в истории наблюдений. На темпы глобального потепления это падение практически не повлияет — к 2050 году оно обернется снижением температуры на планете лишь на 0,01°C.
Мир все еще движется к глобальному потеплению более чем на 3°C к 2100 году. Это значительно превышает цели Парижского соглашения по сдерживанию роста температуры в границах 2°C, относительно безопасных для человечества.
Согласно прогнозам на 2021 год, основанным на данных за первые четыре месяца, из-за снятия пандемических ограничений и восстановления экономики мировой спрос на энергию подскочит на 4,6%. Глобальное энергопотребление окажется примерно на 0,5% выше, чем до вспышки COVID-19, в 2019 году.
Ожидается, что в 2021-м спрос на электроэнергию совершит крупнейший скачок за последнее десятилетие — он вырастет на 4,5%, или более чем на 1 тыс. ТВт·ч. Это почти в пять раз больше, чем снижение в 2020-м (1%). Значительно возрастет и потребление всех ископаемых видов топлива. Скачок спроса на один только уголь на 60% превзойдет подъем спроса на все ВИЭ вместе взятые. При этом его сжигание дает почти половину всех выбросов CO2 в энергетике.
На этом фоне парниковая эмиссия отрасли продемонстрирует второй по величине скачок в истории наблюдений — она увеличится на 1,5 Гт (4,8%) и окажется лишь на 0,4 Гт (1,2%) ниже рекордного уровня 2019-го. Более резкое повышение наблюдалось лишь раз, в 2010 году, когда выбросы от энергетики выросли на 1,7 Гт после восстановления экономики от финансового кризиса 2008-го.
Среди всех ископаемых источников энергии сильнее всех в 2020 году пострадала нефть. Спрос на нее показал крупнейшее падение в истории, сократившись на 8,8% (8,5 млн баррелей в день). Главную роль в этом сыграли пандемические локдауны, которые повлекли сокращение транспортного трафика на 14%. А на него приходится 60% потребления нефти. Так, по сравнению с 2019-м потребление авиационного топлива и керосина обрушилось на 41% на фоне сокращения пассажиропотока на 66%.
В 2021-м ожидается, что спрос на нефть вырастет на 6% от уровня 2020 года. Это восстановление будет самым стремительным среди всех источников энергии, однако по итогам года спрос на нефть все же окажется почти на 3% ниже, чем до пандемии. Причина тому — вялое восстановление авиации: даже к концу 2021-го потребление нефти этой отраслью будет на 20% ниже, чем в 2019-м.
В 2020-м спрос на уголь сократился на 4% (220 млн тонн), что стало крупнейшим обвалом со времен Второй мировой. Более половины этого сокращения пришлось на страны с развитой экономикой — они стали потреблять на 15% меньше угля в производстве электроэнергии. Причиной послужил поэтапный отказ от потребления этого вида топлива из-за его вклада в глобальное потепление, а также развитие ВИЭ.
Из-за этих ограничительных факторов в 2021-м потребление угля в развитых странах восстановится лишь на четверть от своего падения. Глобальный же угольный спрос восстанавливается более чем уверенно — ожидается, что он отскочит на 4,5% и по итогу года окажется даже немного выше, чем до пандемии.
Причина тому — стремительный рост угольной генерации в Азии, на который придется порядка 80% восстановления глобального спроса на уголь. В частности, более 50% восстановления обеспечит один только Китай, который отнюдь не спешит отказываться от доступного источника электроэнергии ради заботы о климате.
Более низкие цены на природный газ обеспечили ему самое устойчивое положение среди ископаемых источников энергии — в 2020-м глобальный спрос на него сократился всего на 1,9%. Ожидается, что в 2021 году в Азии, на Ближнем Востоке и в России потребление газа будет расти на фоне продолжительного снижения его цены. Эти регионы обеспечат отскок глобального спроса на 3,2% — таким образом, потребление газа окажется почти на 1,5% выше, чем до пандемии.
Впрочем, в развитых экономиках — в первую очередь в Евросоюзе и США — рост спроса на газ окажется куда медленнее и не покроет падения 2020-го. Причиной тому служат более высокие цены на голубое топливо и активное развитие ВИЭ в этих регионах.
В 2020 году производство электроэнергии с помощью ядерных реакторов снизилось на 4% — это крупнейший спад со времени аварии на японской АЭС Фукусима-1 в 2011-м. Крупнейшие сокращения наблюдались в Японии (-33%), Евросоюзе (-11%) и США (-2%).
В ЕС и США причиной послужило снижение электропотребления в целом, на которое накладывались плановые и внеплановые остановки ряда реакторов на техобслуживание. В Японии же к этим факторам добавилась продолжительная остановка большинства АЭС для приведения в соответствие новым стандартам антитеррористической безопасности. Впрочем, падение атомной генерации было не повсеместным. В некоторых регионах она несколько увеличилась — например, в Китае (+5%) и России (+3%) — благодаря вводу нескольких новых энергоблоков.
В целом по миру до конца 2021 года должны быть введены порядка 10 новых реакторов (четыре из них — в Китае). Это обеспечит глобальной ядерной энергетике отскок примерно вполовину от ее падения — в итоге она окажется на 2% ниже, чем в 2019-м. В развитых странах разница с 2019 годом окажется куда существенней — 6% в меньшую сторону. Впрочем, ядерная энергетика по-прежнему будет крупнейшим источником низкоуглеродной генерации в этих регионах.
Единственной «историей успеха» в энергетике в период коронакризиса оказались ВИЭ: за 2020 год глобальный спрос на них во всех ключевых секторах — генерации, отоплении, промышленности и транспорте — не рухнул, как на прочие источники энергии, а вырос, суммарно на 3%.
Большую часть пандемического роста ВИЭ обеспечило увеличение объема возобновляемой электрогенерации — оно составило 7%, несмотря на повсеместное падение спроса на электроэнергию. Наиболее активно рос спрос на солнечные панели и ветряки, объемы их генерации увеличились на 16% (330 ТВт·ч). Этот «иммунитет к пандемии» объясняется долгосрочными контрактами, политиками приоритетного доступа к сети и непрерывным вводом все новых мощностей.
Самый слабый рост среди всех ВИЭ показало применение биоэнергетики в промышленности — спрос на него увеличился всего на 3%. Причиной стало сокращение потребления биотоплива на фоне общего падения спроса на топлива в целом (из-за которого, в частности, рекордно обрушился спрос на нефть).
В 2021-м ВИЭ продолжат свой рост. Среди всех секторов их применения по-прежнему будет лидировать электрогенерация — ожидается, что она прибавит свыше 8% и достигнет объемов 8,3 тыс. ТВт·ч. Это должно стать крупнейшим годовым ростом за всю историю сектора с 1970-х.
Две трети этого роста придется на солнечные панели и ветряки — согласно прогнозам, суммарно за 2021-й генерация от них вырастет на 17%. Объемы ветрогенерации увеличатся на 275 ТВт·ч (почти 17%), солнечной энергии — на 145 ТВт·ч (почти 18%) от уровня 2020 года.
Этот рекордный скачок обеспечат три региона, в которых благодаря их энергетической политике сконцентрировано три четверти мировой солнечной и ветряной генерации, — Китай, США и Евросоюз. По итогам года Китай будет генерировать из солнца и ветра 900 ТВт·ч электроэнергии, Европа — 580 ТВт·ч, США — 550 ТВт·ч.
По итогам 2021 года доля ВИЭ в общем объеме производства электроэнергии впервые приблизится к 30%. В сочетании с ядерной энергетикой — вторым низкоуглеродным источником электричества — они еще в 2019-м обогнали по объемам выработки угольные электростанции. Рост ВИЭ в пандемию настолько превзошел падение атомной отрасли, что к концу 2021 года перевес окажется окончательно закреплен, а человечество достигнет важной вехи — почти 40% всего электричества будет вырабатываться из низкоуглеродных источников.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Илья Арзуманов
Иллюстрация и инфографики
Константин Чернов