От эго к эко: как в России появился первый магазин экоустойчивой одежды

Экомода набирает обороты: в мире и в России растет количество «зеленых» брендов. Но потребителям все еще сложно найти экоодежду и узнать, чем она отличается от обычной. Чтобы прояснить эти вопросы, создательница проекта об экоустойчивой моде CircularFashion.Ru Ольга Джонстон-Антонова поговорила с Полом Коммандером, основателем первого в России магазина экоустойчивых брендов Fair Labels, где можно приобрести сертифицированную экоодежду.

Основатель магазина Fair Labels Пол Коммандер
Основатель магазина Fair Labels Пол Коммандер

Магазин Fair Labels открылся в Москве в мае 2021-го. В переводе на русский он называется «Справедливые марки». Что вкладывает в это понятие Пол Коммандер? Какие бренды есть в ассортименте магазина, почему среди них пока нет российских, как Пол пришел к теме экоустойчивости — об этом мы беседовали в столице в жаркий июльский полдень. Столбик термометра приближался к 40 градусам, экстремальные погодные условия в разных уголках мира напоминали о проблемах, вызванных изменением климата.

— Пол, как бы ты описал концепцию своего магазина?

— Небольшое пространство на территории Трехгорной мануфактуры, где представлены модные экоустойчивые бренды. В их основе лежат экоматериалы и такая концепция, как медленная мода (в отличие от быстрой медленная мода основана на принципах осознанного потребления, заботы об окружающей среде, справедливых условий труда. — Прим. Plus-one.ru). Широкий ассортимент экоодежды представлен на нашем сайте. С его помощью можно сделать заказ из любой точки страны.

— Что заставило тебя, человека родом из Нидерландов, с опытом работы в международных финансах и банковском деле, прийти к экоустойчивой моде?

— Все началось около шести лет назад, когда я начал менять свой образ жизни с эгоцентричного на экоцентричный. От привычных вечеринок, застолий, баров и ресторанов меня потянуло в философию, духовность. Мне стало интереснее следовать здоровым привычкам и практикам, таким как йога, медитация, плавание, вегетарианство.

Перепотребление и истощение природных ресурсов поставило мир на грань катастрофы. Поэтому мы должны изменить свою жизнь, в том числе производство и потребление одежды, обуви и другой модной продукции. И я делаю свой небольшой вклад в то, чтобы исправить ситуацию.

— Как ты решил открыть магазин экоустойчивой моды в Москве?

— До сих пор в Москве не было такого магазина. Если ты живешь в столице и тебе нужны экоджинсы, куда ты пойдешь? А если хочется купить футболку из органического или переработанного хлопка, где ты сможешь ее найти? Я сам не могу найти такие вещи.

10 лет назад вместе с партнером мы запустили в Москве Costume Code — ателье по индивидуальному пошиву мужских костюмов и сорочек. Тогда в столице подобные услуги — с доступными ценами и высоким качеством — были редкостью. Но я знал, что такие ателье весьма популярны в Амстердаме. То же произошло с экоустойчивой модой и магазином Fair Labels. Когда я вижу хорошую идею и красивые вещи у себя на родине, у меня возникает желание привезти их в Россию. Ты, например, занимаясь просвещением об экомоде в России, чувствуешь себя мостом между Востоком и Западом. У меня похожие ощущения. Я не думаю о национальностях и границах, а думаю о том, как сделать посильный вклад в улучшение нашей жизни.

Магазин Fair Labels
Магазин Fair Labels

— Как покупатели реагируют на необычные ассортимент и дизайн?

— Им нравится формат небольшого поп-ап-магазина с хорошо подобранной коллекцией вещей, с ярким дизайном и «зеленью». Декор мы хотели сделать из переработанных материалов, но, к сожалению, на российском рынке пока нет большого выбора, поэтому мы лишь частично использовали переработанные материалы. О том, насколько наша концепция и сама одежда пришлись по душе москвичам, мы сможем поговорить примерно через год, с открытия нашего магазина прошло всего несколько месяцев, а это слишком мало для прогнозов и обобщений.

— Упаковка — тоже из переработанных материалов?

— Да. Все упаковочные коробки, сумки и подарочные сертификаты, которые мы используем, сделаны из переработанной бумаги, сертифицированной Лесным попечительским советом (FSC). Если честно, это довольно дорогой материал, и коробка, сделанная из него, стоит дороже, чем обычная. Но когда ты покупаешь в месте, где используется экологичная упаковка, то понимаешь, что вещи тоже будут немного дороже. Таким образом, ты поддерживаешь не рост дохода предпринимателя, а его вклад в заботу о природе. По моему мнению, это правильно и подталкивает мир к циклической экономике.

— Пол, а как ты отбираешь бренды для Fair Labels?

— Мы смотрим, что сейчас популярно в Европе, и работаем с настоящими трендсеттерами, новаторами экоустойчивой моды. У нас представлены бренды, которые с момента своего основания следовали принципам экоустойчивости, с теми, у кого экологичность прописана в ДНК бизнеса. Это означает, что компания не просто выпускает эколинейку или единичную экоколлекцию, внедряет отдельную «зеленую» инициативу, а целиком следует философии медленной моды — как в выборе материалов для дальнейшей переработки, так и в обеспечении справедливых условий труда. Такие бренды меня очень вдохновляют: я знаю, что они управляются в высшей степени сознательно. Для меня важно, что они внедряют принципы экологичности по максимуму.

Выбранные бренды имеют несколько видов экосертификации. Например, B Corp, The Nordic Swan Ecolabel, PETA, GRS, Cradle to Cradle и GOTS. Что это означает? B Corp — это сертификация коммерческих компаний, которые используют свой бизнес как позитивную силу для улучшения экологической ситуации. The Nordic Swan Ecolabel сертифицирует самые экологичные по влиянию на окружающую среду товары и услуги, оценивая каждую стадию жизненного цикла продукта — от сырья до отходов и последующего ресайклинга. Вся продукция бренда MUD Jeans сертифицирована этим экознаком. PETA — эта экосертификация означает, что в процессе создания вещей не использованы продукты животного происхождения. GRS (Global Recycle Standard) гарантирует, что все переработанные компоненты изделий безопасны для планеты и человека. Сертификация Cradle to Cradle оценивает безопасность и экоустойчивость продукции на всех стадиях жизненного цикла изделия с точки зрения циклической экономики. Сертификация GOTS выдается текстилю, в частности, хлопку, выращенному органическим способом.

— В твоем магазине представлены четыре бренда: нидерландские MUD Jeans и Loop.a life, французский Veja, уже ставший международным, и датский Knowledge Cotton Apparel. Почему именно такой выбор?

— Страна производства для меня не имеет особого значения, поскольку я не мыслю такими категориями. Если бы у меня все бренды были из России, я был бы очень счастлив. Тогда бы мне не пришлось столько импортировать. Мы выбрали лучшие на сегодняшний день экоустойчивые бренды. Если джинсы из переработанных материалов, то, на мой взгляд, — это MUD Jeans. Если вещи из 100% переработанного трикотажа, то это Loop.a life — они делают их так, как никто другой. Когда вы узнаете историю бренда, который полностью следует принципам циклической экономики, то подумаете: «Вау! Это создают одержимые люди». Лично мне импонирует такой подход.

Бренд Knowledge Cotton Apparel имеет семейную историю. Он основан на принципах устойчивого развития, ему уже более 50 лет. Его сотрудники делают красивые вещи из органического хлопка, органического льна, переработанных материалов. Этот лейбл — бесспорный лидер осознанной моды, который предлагает полный набор для вашего гардероба — от пальто и платьев до футболок и толстовок. А если ты спросишь у знатоков о главном бренде экокроссовок, то услышишь: Veja. Возможно, в будущем я добавлю еще два-три обувных бренда, но к чему торопиться, ведь у нас в ассортименте уже есть самые классные экокроссовки?

Вообще, идея Fair Labels не в том, чтобы сделать большую платформу с 50 марками. Для меня гораздо приятнее работать с шестью-семью брендами, чтобы рассказать покупателям их историю. Чтобы люди понимали, что они покупают и почему это особенная вещь.

Бренд Knowledge Cotton Apparel, представленный в магазине Fair Labels
Бренд Knowledge Cotton Apparel, представленный в магазине Fair Labels

— Когда в твоем магазине появятся российские бренды?

— Мы смотрели, что сейчас есть на рынке из того, что нас интересует: джинсы, футболки, кроссовки, пальто, созданные из переработанных материалов на основе циклических моделей. Есть хорошие российские проекты, многие делают классные вещи, но с точки зрения максимального использования экологичных и органических материалов и полноты цикла они не дотягивают до сегодняшних стандартов. Многие выпускают слишком узкий ассортимент продукции.

Европа ушла намного дальше в развитии экониши. Но она на этом пути уже более 10 лет. Например, сегодня у тех же MUD Jeans есть джинсы для мужчин и женщин разных фасонов, цветов и стилей, включая все популярные модели, в том числе skinny. А 10 лет назад у них было всего две модели и два цвета. Сейчас многие российские компании — в начальной стадии роста, и это прекрасно, в этом — будущее.

Но нам как ретейлеру требуется практическое решение, чтобы люди могли купить вещь, которая им нравятся и которую они действительно будут носить. Важно работать с брендами, которые зарекомендовали себя и не исчезнут через два года. В нашей коллекции представлены состоявшиеся марки.

— Чем российский покупатель отличается от европейского?

— Самый честный ответ: я не знаю, ведь у меня нет магазина в других странах. Но я думаю, что люди, которым интересна тема устойчивого развития, в Амстердаме и в Москве очень похожи. Им важен экологичный стиль жизни, у них — схожие ценности.

— Чего, по-твоему, не хватает, чтобы «зеленый» стиль жизни стал более популярен среди россиян?

— Требуется хорошее образование, позволяющее увидеть, что мы, люди, — часть связанной между собой глобальной экосистемы. Хотя, мне кажется, что одного образования мало: нужны меры на уровне политики, экономики, бизнеса.

Ретейл, маленькие магазины и, конечно, большие бренды могут сыграть важную роль в популяризации экологии и ответственного потребления. Крупные компании должны стать рупором экоустойчивости. Даже если сегодня они перестраиваются на циклические модели не так быстро, как хотелось бы, им следует рассказывать о своих экодостижениях публике и гордиться ими.

— Экоустойчивые одежда и обувь недешевы. Но их покупка — выгодное вложение: это качественные вещи, которые прослужат долго. Согласен?

— Да, и я бы добавил, что экологичные вещи приятно носить. По крайней мере, мне и моим покупателям. Возможно, я немного наивен, но для меня ношение вещи, сделанной из органического хлопка, людьми, которые пытaются улучшить наш мир, вызывает особое чувство.

Цены в Fair Labels не маленькие, хоть и не кусаются. Но не стоит ожидать цен масс-маркета: в нашем магазине вы покупаете красивую вещь с уникальной историей, низким экоследом и высоким качеством.

— Как думаешь, станет экоустойчивая одежда доступнее?

— Конечно, в этом заключается принцип любого бизнеса: чем больше ваши объемы, тем быстрее вы достигаете экономии на масштабе, а значит, тем дешевле производство и ниже цены. Сегодня потребитель голосует рублем за экопродукцию. Платя за нее немного больше, он финансирует позитивные изменения в индустрии моды.

Есть известная фраза: «Каждый раз, когда вы тратите свои деньги, вы голосуете за мир, в котором хотите жить». Если вы покупаете фастфуд, алкоголь и сигареты, значит, вы поддерживаете такую реальность. А если — здоровую еду, занятия йогой или фитнесом, экоодежду, то создаете мир, в котором будет приятно и комфортно жить.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Ольга Джонстон-Антонова