Роботы доставляют

Рынок курьеров-беспилотников развивается, в том числе благодаря пандемии

Робот-доставщик «Яндекс.Ровер»‎ в Москве
Робот-доставщик «Яндекс.Ровер»‎ в Москве

В 2019 году стоимость мирового рынка автономного транспорта для доставки оценивалась в $1,3 млрд. Она будет увеличиваться в среднем на 43,6% в год, а к 2027 году достигнет $24,7 млрд. Такой прогноз дает исследовательская компания Emergen Research. Драйвером роста станут развитие технологий, высокий спрос на услуги сервисов доставки, а также обеспокоенность людей по поводу экологических проблем. Аналитики сообщают, что беспилотный транспорт — как наземный, так и воздушный — чаще всего используется в сфере промышленности, общепита, логистики, здравоохранения и розничной торговли. В частности, этому направлению уделяют внимание такие крупные ретейлеры, как Amazon и Walmart, а также почтовые и курьерские службы FedEx, UPS, Postmates. Сейчас рынок развивается преимущественно за счет США, но ожидается, что в ближайшие годы баланс сил сместится в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона.

Беспилотники получили право на передвижение в Пекине

В конце мая три китайские компании — JD.com, Meituan и Neolix — получили разрешение на запуск беспилотных автомобилей для доставки в специально выделенных зонах Пекина. В тестовом режиме они начнут ездить в Ичжуане — пекинской зоне экономического и технического развития (Beijing Economic-Technological Development Area), также известной как E-Town. Она создана в начале 1990-х годов, в том числе с целью привлечения иностранных инвестиций. Роботы будут перемещаться по тем же полосам, что велосипеды и электросамокаты. Контролем их работы займутся специалисты — как на местах, так и удаленно.

Компания Neolix, основанная в 2018 году, разрабатывает автономные транспортные средства в сотрудничестве с китайским производителем электромобилей Li Auto. Они используются в разных целях, включая доставку товаров и наблюдение за ситуацией в городе. Клиентами стартапа выступают органы власти и технологические компании. Помимо китайских городов компания поставляет беспилотники в Германию, Швейцарию, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию и Таиланд. Ожидается, что к началу лета Neolix запустит в Пекине по меньшей мере 150 роботов-доставщиков. Они будут представлять собой мобильные вендинговые аппараты: покупатель сможет выбрать продукт через монитор и оплатить его по QR-коду. Заказ, будь то мороженое или бокс с горячей едой, будет выдаваться мгновенно.

Meituan работает с 2010 года и занимается доставкой еды, в том числе при помощи курьеров. Какое число беспилотников компания планирует запустить на дороги Пекина, пока неизвестно. Эту информацию не сообщают и в JD.com, которая была создана в 1998 году и специализируется на интернет-торговле и электронной коммерции. Через сайт можно приобрести товары таких категорий, как электроника, бытовая техника, предметы интерьера, одежда, товары повседневного спроса и свежие продукты. С помощью беспилотников компания планирует доставлять посылки из логистических центров и супермаркетов в близлежащие офисные и жилые здания, а также учебные корпуса. Покупатели смогут забирать заказы прямо из фургона по персональному коду, полученному в текстовом сообщении.

Беспилотная доставка в России

В России наземные беспилотники использует технологическая компания «Яндекс». Робот-курьер «Яндекс.Ровер» — это аппарат высотой около полуметра, предназначенный для перевозки небольших грузов и перемещающийся со скоростью пешехода. Испытания беспилотника начались в 2019 году: он перевозил документы из штаб-квартиры «Яндекса» на улице Льва Толстого в другие московские офисы компании. Сейчас роботы доставляют еду в городе для IT-специалистов Иннополисе (Республика Татарстан), а также развозят корреспонденцию по инновационному центру «Сколково» (Московская область). Ставить беспилотнику задачи, следить за его передвижениями и забирать посылки можно с помощью смартфона. Недавно стало известно, что роботы начнут работать еще в трех странах — США, Израиле и Южной Корее.

«Почта России», в свою очередь, планирует применять для доставки товаров беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Об этом сообщил генеральный директор компании Максим Акимов. В тестовом режиме дроны начнут работать на Камчатке, Чукотке, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а затем их запустят и в других регионах, в том числе в Центральной России. Максим Акимов считает, что благодаря беспилотникам компания сможет снизить расходы на логистику на 15–20%, и не последнюю роль в этом сыграет увеличение частоты доставок. Он рассказал, что сейчас «Почта России» ведет переговоры с производителями оборудования, а также выбирает наиболее подходящую модель беспилотника. Кроме того, компания должна создать эффективную систему работы наземных служб.

Напомним, что «Почта России» пыталась запустить беспилотную доставку еще в 2018 году. Робот перевозил груз весом 2 кг из города Улан-Удэ в село Тарбагатай на расстояние 35 км. Однако во время полета он врезался в стену жилого дома и упал. Аппарат стоимостью 1,2 млн рублей разработали в компании «Рудрон/Экспедитор 3М». В организации объяснили, что во время запуска «произошло нештатное отключение электронного оборудования». Глава Республики Бурятия Алексей Цыденов предположил, что падение дрона может быть связано с большим количеством точек для подключения Wi-Fi в месте запуска.

Пандемия как стимул для развития отрасли

В Emergen Research отмечают, что на развитие рынка беспилотников для доставки заметное влияние оказала вспышка COVID-19. БПЛА перевозили не только заказы из ресторанов и магазинов, но и средства индивидуальной защиты (СИЗ), тесты на коронавирус, а также лекарства. Вероятно, в будущем роботы продолжат обслуживать сферу здравоохранения. Так, государственная почтовая служба Великобритании (Royal Mail) использует беспилотники для доставки СИЗ, тестов и других грузов, включая заказы из интернет-магазинов, в отдаленные части страны. Сейчас в тестовом режиме аппараты перевозят грузы с материковой части Британии на острова Силли, которые находятся в 45 км к юго-западу от графства Корнуолл. Сначала дрон большого размера и грузоподъемностью до 100 кг доставляет посылки в аэропорт на самом крупном острове Сент-Мэри. Затем дрон поменьше развозит их по другим районам. Испытания начались в мае 2021 года и продлятся один месяц. Если они пройдут успешно, дроны начнут доставлять грузы и в другие районы. Впервые Royal Mail использовала беспилотник в декабре 2020 года для доставки посылки на остров Малл в Шотландии, входящий в состав Внутренних Гебридских островов.

В американском штате Оклахома пандемия заставила чиновников принять закон, который разрешает беспилотному наземному транспорту перемещаться по тротуарам и пешеходным переходам. Сотрудники транспортной комиссии уверены, что в долгосрочной перспективе такой способ доставки сможет повысить безопасность на дорогах. В соответствии с документом, подписанным губернатором штата Кевином Ститтом, роботы должны соблюдать правила дорожного движения и перемещаться со скоростью не более 16 км/час. Им запрещается перевозить опасные материалы. Работа беспилотников будет контролироваться оператором. Клиенты смогут извлекать заказы из грузового отсека с помощью мобильного приложения. При этом власти отдельных городов и поселков имеют право ввести запрет на передвижение беспилотных машин.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва