Промыслы коренных народов Танзании оказались под угрозой исчезновения из-за глобального потепления. Жителям восточно-африканской страны с каждым годом становится все труднее выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься рыболовством. Ролик просветительской кампании #ЛучшийМир (#WorldWeWant) показывает, как танзанийские фермеры борются с дефицитом природных ресурсов и голодом.
Все более суровые засухи и наводнения разрушают плантации Танзании. По словам фермера Абдула Пагали из деревни Мсата, последствия изменения климата уничтожают плоды его работы и вынуждают просить поддержки у государства. По прогнозам климатологов из Массачусетского технологического института (MIT), засухи в Танзании будут усиливаться, а местные земли деградировать.
Жители африканской страны не смогут выжить без мелкого овощеводства. Согласно данным Всемирного банка, половина населения Танзании живет за чертой бедности: доход людей не превышает $1,90 в день. По информации Агентства США по международному развитию (USAID), 34% детей младше пяти лет недоедают и отстают в развитии, анемией страдают почти 45% женщин репродуктивного возраста. Международные организации считают, что помощь Танзании должна быть направлена прежде всего на ликвидацию голода и обеспечение продовольственной безопасности, то есть достижение Цели устойчивого развития № 2.
Помимо фермеров, от изменения климата страдают и танзанийские рыбаки. Из-за повышения температуры прибрежных вод обитатели моря держатся все дальше от берегов. За счет рыболовства в Танзании живет более 35% сельского населения, в котором занято 14 млн человек. Однако доля этой отрасли во внутреннем валовом продукте страны снижается: если в 2008-м на рыболовство приходилось более 5% ВВП, то сейчас не более 1,4%.
Несмотря на климатические катаклизмы, экономика Танзании в течение последнего десятилетия была на подъеме. По данным Всемирного банка, ее ежегодный рост до пандемии COVID-19 составлял внушительные 6-7%. К 2025 году власти Танзании планируют поднять доходы до среднего уровня. Сейчас ВНД на душу населения равняется $1,08 тыс./год. Для сравнения: в России он $11,26 тыс./год. Впрочем, аналитики банка отмечают, что при текущих темпах развития планы эти, скорее, несбыточны. Глобальный кризис сильно ударил по местной экономике, в которой туризм генерировал более 17% доходов страны.
Тем не менее государство борется с последствиями глобального потепления с помощью международных организаций и инвесторов. При поддержке американских ученых власти страны исследуют влияние климатических изменений на природу, запускают программы по улучшению управления запасами пресной воды.
С 2016 года в Танзании реализуется Инициатива по развитию интеграции водных ресурсов (WARIDI). Благодаря ей более 409 тыс. человек получили доступ к чистой питьевой воде; у 1,2 млн человек улучшились санитарные условия жизни, а 6,4 тыс. фермеров получили доступ к новейшим технологиям и методам управления.
Участие в судьбе Танзании принимает и Всемирный банк. За последние 10 лет африканской стране было выделено $4,57 млрд, 11% из них направлено на улучшение водоснабжения, на сельское хозяйство — всего 3%. Больше всего средств (23%) ушло на решение транспортных проблем. Текущее рамочное соглашение (CPF) о поддержке заключено между Всемирным банком и правительством Танзании на период с 2018-го по 2022 год, это второй по счету пятилетний план сотрудничества между местными властями и международной организацией.
Россия также не осталась безучастна к проблемам Танзании и в 2011 году оживила ее экономику крупным вливанием. Тогда госкорпорация «Росатом» примерно за $1 млрд приобрела 100% акций местной компании Mantra Resources Limited, которая управляла урановым рудником Mkuju River. После этого госкорпорация начала строить дороги к месторождению, спасала слонов от браконьеров и обустроила местные школы, чтобы снискать доверие населения и властей страны. Компания рассчитывала начать добычу урана в 2018 году, однако из-за снижения цен на него перенесла запуск на неопределенный срок. После ослабления карантина авиасообщение России с Танзанией открылось одним из первых.
В 2016 году Танзания подписала Парижское соглашение по климату и заявила о намерениях к 2030 году снизить выбросы CO2 на 10-20% от уровня 1990 года. По оценкам ООН, для этого стране придется ежегодно направлять на эти цели около 1-2% от своего ВВП. Из-за глобального потепления страдает главная природная достопримечательность Танзании — высочайшая гора Африки Килиманджаро (5 985 м). При сохранении текущего уровня мировых выбросов CO2 тысячелетиями находившиеся на ее вершине ледники исчезнут уже к 2033 году.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников