«Есть опасение, что Анатолий Чубайс привык оценивать эффективность экономической выгодой»

Назначение Анатолия Чубайса на пост специального представителя президента по связям с международными организациями ООН — одно из самых громких кадровых решений Кремля уходящего 2020 года. Специально для Plus-one.ru значение новой роли ярчайшего топ-менеджера страны раскрывает политолог, директор Лаборатории устойчивого развития берлинской общественной организации Dekabristen e.V. Сергей Медведев.

Политолог, директор Лаборатории устойчивого развития берлинской общественной организации Dekabristen e.V. Сергей Медведев

Анатолий Чубайс — человек системы, исключительно лояльный чиновник, который уже не раз исполнял роль кризисного менеджера. На новой должности ему придется погрузиться в проблематику Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принять участие в разработке национальной системы показателей для планирования и отслеживания прогресса страны в этой сфере, обратить внимание на ключевую роль прав человека и гражданских свобод в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР). Возможно, будут определены основные направления — скажем, развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, внедрение современных технологий. Предыдущая работа Анатолия Борисовича была связана с инновациями, и эти знания могут быть полезны для достижения ЦУР 7 (Доступная и «чистая» энергия) и ЦУР 11 (Устойчивые города и населенные пункты). Хочется надеяться, что это будет сделано не в ущерб социальным направлениям, защите окружающей среды.

Одним из последних достижений экс-главы «Роснано» стал совместный с «Ростехом» проект строительства мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Татарстане. Экологи не раз критиковали эту инициативу за использование устаревших технологий и несоответствие стандартам устойчивого развития. У них есть опасение, что Анатолий Чубайс привык оценивать эффективность проектов главным образом экономической выгодой и потенциалом финансового роста.

Не нужно забывать, что Анатолий Чубайс, при всех его широких полномочиях, реализует программы, утвержденные Кремлем. Например, указом президента РФ № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития страны на период до 2030 года». В нем под устойчивое развитие подводятся национальные приоритеты, но нет ни слова о правах человека, развитии межсекторных партнерств, достижении гендерного равенства.

2020 год мог бы стать переломным для достижения глобальных Целей устойчивого развития в России. Спустя пять лет после подписания Повестки-2030 страна впервые отчиталась по показателям ЦУР. Однако Аналитический центр при правительстве РФ и федеральные министерства, ответственные за выпуск доклада, в лучших советских традициях включили в него лишь достижения, отметив экономический рост, улучшение благосостояния граждан, повышение качества здравоохранения и образования, ответ на глобальные вызовы, связанные с пандемией, и увеличение международной помощи странам бывшего СССР. Вместе с тем в 2020 году была создана гражданская коалиция «КУРС 2030», которая представила независимый обзор вызовов и решений в области устойчивого развития с рекомендациями для государства, бизнеса и некоммерческих организаций.

На онлайн-сессии ООН в июле этого года министр экономического развития Максим Решетников даже заявил о достижении ЦУР 5 — гендерного равенства. Чиновник умолчал о систематическом нарушении прав на свободу собраний, об уголовных преследованиях за критические комментарии в интернете, о давлении и репрессиях в отношении активистов и сотрудников НКО. Ни слова не было сказано о том, как Россия борется с техногенными катастрофами, изменением климата, лесными пожарами, стихийными вырубками леса в Сибири. В официальном докладе эта проблематика также не отражена, а на практике для решения этих проблем делается крайне мало.

ООН — последняя крупная международная организация, в которой Россия играет значительную роль. Страна все еще сохраняет статус мировой державы и остается членом Совета Безопасности с правом вето. У Анатолия Чубайса есть шанс заявить о себе и предложить новые форматы сотрудничества по обмену ноу-хау и реализации совместных программ международной поддержки по линии ЮНЕСКО и Всемирного банка. Уверен, что инициатива России с программами по достижению ЦУР в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии будет воспринята с интересом. Еще одна перспективная область сотрудничества — борьба с изменением климата в районах вечной мерзлоты.

Учитывая опыт Чубайса, можно предположить, что его работа не ограничится ЦУР и, скорее всего, будет направлена на преодоление внешнеполитической изоляции России и хотя бы частичное восстановления диалога с ЕС и США. Здесь ЦУР могут стать инструментом, который позволит не только сесть за стол переговоров, но и принять активное участие в реализации международных программ. Привлечение игроков из других секторов — бизнеса, науки, гражданского общества — позволит облегчить перезагрузку отношений и придать диалогу прикладной характер. Тогда результаты этой работы могут стать заметны уже через несколько лет, а к 2030 году появятся интересные пилотные проекты, в которые будет заложена не только экономическая целесообразность, но и все пять основ устойчивого развития — люди, планета, процветание, мир и партнерство.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Сергей Медведев, специально для Plus-one.ru