Мегаполисы затаили дыхание

Низкое качество воздуха считается одной из самых больших угроз здоровью человека. По данным Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН), из-за этого ежегодно умирает около 7 млн человек. В зоне риска — жители городов. Как власти Москвы, Нью-Йорка, Берлина и Пекина стараются сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, разбирался Plus-one.ru.

Москва: скажи общественному транспорту — да

Постоянно исследовать воздух в российской столице власти и экологи начали во второй половине XX века, систематизировать и публиковать информацию — с 1990-х. В 1996 году в Москве была создана собственная городская система мониторинга воздуха. Она работает и сегодня. Каждый день информация об уровне загрязнения атмосферы города поступает с 56-ти автоматических станций: из них 50 станций стационарных, три — высотные (расположены на Останкинской телебашне), три — передвижные экологические лаборатории. Все они работают круглосуточно, измеряя средние двадцатиминутные концентрации более 20-ти параметров. Начиналось же все с трех, а затем с шести станций, контролирующих всего четыре вещества.

На ухудшение качества воздуха в Москве сильнее всего повлиял рост автопарка: по словам руководителя столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского, в 2019 году на транспорт приходилось 90% вредных выбросов в столице. В 1995-2001 годах уровень загрязнения атмосферы Москвы по основным веществам-загрязнителям (диоксид азота, оксид углерода, формальдегид, бензапирен) начал снижаться — это было связано с закрытием части предприятий и началом обновления автопарка. По официальным данным, выбросы от автотранспорта в Москве в 2019 году составили 334,4 тыс. тонн, что на 67% ниже, чем в 2010 году. В результате с 2010 года содержание в атмосфере оксида углерода уменьшилось в 2,3 раза, оксида азота — в 2,2 раза, диоксида серы — в 1,7 раза. Эти перемены помогли Москве оказаться в 2019 году на 16 месте среди мировых столиц с наиболее чистым воздухом (согласно отчету IQAir о качестве воздуха в мире за 2019 год). Лидирует в этом списке столица Багамских островов — Нассау. Рейтинг основан на показателе PM2,5 (обозначает мелкодисперсные частицы размером менее 2,5 мкм) — ключевом параметре для оценки качества воздуха и его угрозы здоровью человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), среднегодовой уровень РМ2,5 должен быть не больше 10 мкг/м3, а среднесуточный — не больше 25 мкг/м3. В Москве, по оценкам «Мосэкомониторинга», этот показатель в 2019 году на жилых территориях составил 14 мкг/м3 и постепенно снижается.

В 2020 году показатели воздуха в Москве стали еще лучше: очистить атмосферу помогла пандемия и вызванная ею самоизоляция. По данным «Мосэкомониторинга», в первом полугодии 2020 года концентрация оксида углерода уменьшилась на 11%, диоксида и оксида азота — на 22%, диоксида серы — на 36%. Кроме того, в столице реализуют ряд мер, направленных на улучшение качества воздуха: обновление автопарка и использование топлива «Евро-5» (стандарт гарантирует пятикратное снижение в топливе сернистых соединений и уменьшение токсичности выхлопных газов), а также строительство дорог и развязок, так как основной объем вредных выбросов происходит в пробках. Также положительно влияет и развитие общественного транспорта, строительство станций метро, МЦК, МЦД, модернизация промышленных предприятий.

Кроме того, столичные власти занимаются активной высадкой новых деревьев, что тоже влияет на улучшение качества воздуха. С осени 2013 года в Москве постоянно проходит акция «Миллион деревьев»: за это время высажено уже более 2,5 млн деревьев и кустарников.

Нью-Йорк: экологичное топливо — чистый воздух

Проблемы с воздухом в Нью-Йорке начались еще в середине прошлого века из-за работы промышленных предприятий и активного развития транспорта. В 1953 году смог стал причиной около 200 смертей нью-йоркцев, в 1963-м — более 400. Но всерьез озаботиться этой проблемой власти города решили только в 2007 году, запустив первую программу в области устойчивого развития PlaNYC. Одна из ее главных целей — к 2030 году добиться самого чистого воздуха среди всех крупных городов США.

Пробы воздуха в Нью-Йорке берут с помощью устройств мониторинга, в том числе закрепленных на фонарных столбах. Лабораторный анализ определяет, чем испорчен воздух и как велика в нем концентрация «загрязнителей». В Нью-Йорке тоже есть сеть стационарных автоматических станций мониторинга. Исследования показали, что больше всего вреда воздуху наносит энергия, используемая для отопления зданий: в 2007 году сажа, образованная от сжигания мазута, вызвала большее загрязнение, чем все автомобили и грузовики Нью-Йорка. Власти города разработали нормативные акты, призванные снизить содержание серы в мазуте: в 2012 году была учреждена NYC Clean Heat — программа, стимулирующая владельцев зданий выбирать более чистые виды топлива. Инициатива объединила власти, коммунальные службы, банки, лидеров сферы недвижимости и некоммерческие организации. Общие усилия помогли перевести 5,3 тыс. зданий на более чистые виды топлива — природный газ, масло со сверхнизким содержанием серы и биодизель. Результат — одно из самых быстрых и значительных улучшений качества воздуха за историю города: уже в 2014 году содержание диоксида серы в воздухе уменьшилось на 69%, никеля — на 35%, сажи — на 23%. Согласно отчету IQAir в Нью-Йорке в 2019 году средний показатель PM2,5 составлял 7 мкг/м3 — это самый низкий показатель из американских мегаполисов, среди которых Сан-Франциско (7,1 мкг/м3), Денвер (8,2 мкг/м3), Лос-Анджелес (12,7 мкг/м3), Чикаго (12,8 мкг/м3), Индианаполис (13,4 мкг/м3).

Впрочем, в бедных районах Нью-Йорка в зданиях по-прежнему используют топочный мазут, который вызывает загрязнение окружающей среды. С этим постепенно борется запущенная в 2015 году городская программа модернизации NYC Retrofit Accelerator, в рамках которой владельцы зданий получают бесплатную помощь в поиске способов повышения энергоэффективности зданий.

В докладе 2018 года программы New York City Community Air Survey (NYCCAS), учрежденной Департаментом здравоохранения и психической гигиены Нью-Йорка, говорится, что воздух в Нью-Йорке стал чище, чем когда-либо с начала мониторинга в 2008 году. Согласно исследованию, среднегодовые уровни содержания мелких твердых частиц с 2008 года снизились на 32%, диоксида азота — на 29%, оксида азота — на 47%. Большую роль в этом сыграл и закон, подписанный мэром Нью-Йорка в 2015 году: он радикально обновил городской кодекс по контролю за загрязнением воздуха. Новые стандарты требовали внимания к коммерческим углеродным котлам, каминам, закусочным на колесах и рефрижераторным вагонам.

В будущем власти Нью-Йорка надеются сделать воздух в городе еще более чистым благодаря переходу на электромобили, сокращению количества отходов и использованию меньшего количества энергии.

Берлин: больше электромобилей и пешеходов

Качество воздуха в Берлине контролируется на 16 станциях мониторинга. Здесь круглосуточно и круглогодично ведутся замеры содержания в воздухе диоксида азота, твердых частиц, озона, бензола, диоксида серы и оксида углерода. В начале 2020 года берлинский Сенат рапортовал о снижении загрязнения диоксидом азота и твердыми частицами (PM10) в 2019 году. Воздух в Берлине стал чище, особенно на основных магистралях. На некоторых станциях мониторинга даже перестали измерять содержание двуокиси серы (SO2): концентрация этого вещества в воздухе настолько снизилась за последние 30 лет, что не дотягивала даже до минимальных значений.

Такие результаты были бы невозможны без мер Сената. Сначала власти ввели на центральных улицах максимальную скорость движения для автотранспорта 30 км/ч, переоборудовали дизельный общественный транспорт и закупили электрические автобусы. С августа 2020 года участок улицы Фридрихштрассе в центре Берлина временно сделали доступным только для пешеходов и велосипедистов. В некоторых районах города полностью запретили движение автомобилей с дизельными двигателями. Именно они негативно влияют на состояние атмосферы в городе: почти 75% загрязнения воздуха на трассах Берлина оксидом азота (NO2) происходит из-за дорожного движения. Впрочем, вдали от основных магистралей все спокойно — на всех измерительных станциях, которые расположены в жилых районах и на окраинах, значения NO2 уже много лет значительно ниже предельных: в городских жилых районах они составляют от 18 до 25 мкг/м3, а на окраинах — от 11 до 14 мкг/м3.

Ну и, конечно, на высокое качество воздуха в Берлине влияет большое количество парков и скверов — их суммарная площадь достигает 6,5 тыс. га.

Пекин: меньше машин — больше деревьев

В 2013 году качество воздуха в Пекине достигло катастрофического состояния, после чего правительство страны приняло решение срочно начать «войну с загрязнением». Плохая экология оказывает влияние не только на жизни местных жителей, но и на экономику: страна ежегодно терпит убытки в размере $38 млрд в том числе из-за неурожая, вызванного загрязнением воздуха.

В рамках борьбы за чистый воздух власти мегаполиса запретили строительство новых угольных электростанций и закрыли несколько старых в наиболее загрязненных регионах; ввели ограничение на количество автомобилей на дорогах, а в автопарк стали закупать полностью электрические автобусы. Также Китай начал сокращать свои металлургические мощности и закрывать угольные шахты, были запущены масштабные программы лесовосстановления, такие как «Великая зеленая стена», и высажено более 35 млрд деревьев в 12 провинциях.

План действий по борьбе с загрязнением воздуха, опубликованный в сентябре 2013 года, стал главным экологическим документом Китая. В результате в Пекине в период с 2013-го по 2017 год загрязнение твердыми частицами PM2,5 снизилось на 35%, с 89,5 мкг/м3 до 60 мкг/м3. В 2019 году в рейтинге мегаполисов мира с самым грязным воздухом IQAir Пекин занял девятое место с рекордно низким показателем PM2,5 с 2013 года — 42,1 мкг/м3.

Прогресс китайской столицы был назван ООН примером того, как быстро все может измениться. Джойс Мсуя, заместитель исполнительного директора программы ООН по окружающей среде, написала в своем отчете в марте 2019 года, что «ни один другой город или регион на планете не достиг такого подвига». В докладе ООН, основанном на данных о загрязнении воздуха в Пекине за период с 1998-го по 2017 год, сделан вывод о том, что контроль над угольными котлами, использование более чистого топлива в жилищном секторе и эффективный контроль над промышленностью являются тремя наиболее важными мерами.

Недавние исследования показывают, что борьба Китая с загрязнением воздуха заложила основу для увеличения продолжительности жизни в стране. Средний гражданин КНР может рассчитывать прожить в среднем на 2,4 года дольше, чем до старта «войны с загрязнением», если меры по очищению воздуха продолжатся.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Анна Андриевская