Создатель и руководитель единственной в России международной выставки органической, натуральной и экологичной продукции «ЭкоГородЭкспо» Гульнара Тимербулатова рассказала Plus-one.ru, как проверить товар на «чистоту».
Выставка «ЭкоГородЭкспо» существует с 2013 года и проводится раз в полугодие. В 2019 году в ней приняли участие 104 компании из 21 страны мира, представившие более трех тысяч видов товаров. Мероприятие посетили 5067 человек. Ближайшая выставка состоится 27-28 ноября в Event Hall «Даниловский» в Москве.
Как вы отбираете участников для выставки?
Мы проводим тщательный отбор экспонентов. Мы делаем это для борьбы с распространением в России гринвошинга (обман потребителей посредством позиционирования товара или услуги как экологичных, когда на самом деле они таковыми не являются. — Прим. Plus-one.ru). Мы всегда стараемся найти новые, малоизвестные компании. Но известные тоже участвуют. С недавних пор у нас появился лист согласования продукции. Компания, которую мы приглашаем, обязана заполнить эту форму. Указать состав каждого продукта, который она планирует выставить, номер экосертификата, если он есть. Правомерность и подлинность присланных сертификатов мы определяем, проверяя их номера на сайтах сертификаторов. Реестры доступны в открытых источниках. Например, реестр лицензиатов «Листка жизни». Состав продукции проходит проверку на отсутствие запрещенных ингредиентов в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами. По итогам проверки — либо соглашаемся на участие компании в выставке, либо даем рекомендации, с помощью которых она исправляет нарушения и участвует в следующих выставках. Мы никогда не примем к участию косметику, содержащую парабены, лауретсульфат натрия (прошу не путать с лаурилсульфатом натрия, который разрешен стандартом Cosmos), минеральные масла, силиконы и многое другое.
В чем различия между органической, натуральной и экологичной продукцией? Какова доля «чистых» товаров на российском рынке?
Статистики такой до сих пор нет, но, по разным подсчетам, — менее 1%. Вопрос терминологии — сам по себе довольно сложный. Устоявшихся терминов в России нет. Закон содержит только слово «органический», оно относится к продуктам, которые соответствуют ГОСТу 33980-2016 по производству органической продукции.
В остальном мы ориентируемся на принятые на Западе термины, хотя во многих странах «эко» / «био» / «органик» обозначают одно и тоже. Органическая продукция — это та, при производстве которой — при выращивании сырья и создании упаковки — не используется химия или используются только те химические ингредиенты, которые не вредят окружающей среде и человеку. Например, в органическом плодово-ягодном вине допустимо определенное количество диоксида серы.
Различаются органическая и натуральная косметика. К органической есть требование: 90% растительных ингредиентов должно быть с органических ферм (продукция в таких хозяйствах производится с минимальным использованием синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений и кормовых добавок. — Прим. Plus-one.ru). К натуральной косметике таких требований нет. Натуральность ее в том, что она изготавливается из растений, а не из химии. Либо из экологически чистых продуктов животного происхождения.
Экологичная продукция подразумевает полный цикл производства, максимально безвредный для окружающей среды и человека. О составах тут не обязательно идет речь, потому что экологичным может быть, например, смартфон. У некоторых моделей Samsung есть сертификат экологичности.
Как покупатели могут распознать органическую, натуральную и экологичную продукцию на прилавках?
Нужно знать знаки сертификатов. Но просто верить этикеткам, конечно, нельзя. Минсельхоз сейчас обещает обязать производителей, прошедших сертификацию, размещать на товарах QR-код. Отсканировав его, покупатель попадает на сайт реестра Минсельхоза. Если сертификат есть в списке — товар действительно органический. Еще есть хорошее приложение для смартфонов, которое создал санкт-петербургский «Экологический союз», — Ecolabel Guide. Оно опознает знаки из разных стран.
Часто ли производители обманывают потребителей?
Если потребитель обнаруживает нарушение, он может подать жалобу в Роспотребнадзор, и производитель понесет за это ответственность. Такие случаи встречаются. Недавно нам подала заявку на участие в выставке компания, чей дизайнер просто нашел значок «Листок жизни» и добавил его на сайт продукции без прохождения сертификации. После нашего замечания они этот значок убрали.
Существуют ли в России предприятия, которые хотят, но не могут перейти к производству сертифицированной органической или экологичной продукции? Что им мешает?
Да, существуют. Есть ряд компаний, которые строго следуют требованиям сертификаторов натуральной продукции, но пока не прошли сертификацию. Они тщательно изучают стандарты, ориентируются на них, внедряют на своих производствах. Часть продукции бренда Natura Siberica имеет сертификаты — как натуральная или органическая косметика. Так же обстоит дело с двумя российскими брендами: MI&KO и «Леврана». В основном предприятиям мешает сертифицироваться ограниченность бюджетов. «Чистую» продукцию в России производят в том числе небольшие семейные предприятия. Им финансово сертификацию сложно потянуть — это несколько тысяч долларов. Плюс нет особой необходимости. На законодательном уровне вообще никто не обязан проводить эко-/натуральную/органик-сертификацию. Это исключительно добровольный шаг. Содействие развитию рынка экопродукции в России окажут новые законы и государственное финансирование перехода на экологичную продукцию. Также очень важна поддержка на уровне государства. Российские производители экопродукции тяготеют к европейскому опыту. А там государство финансирует экологичные предприятия, информационно их поддерживает.
Автор
Дарья Бекетова