Архитектор, генеральный директор архитектурного бюро Asadov Андрей Асадов о том, как меняется отношение к водным пространствам в городе
Около десяти лет назад мы разработали один экспериментальный проект в рамках конкурса на дебаркадеры, назывался он «Плав-бульвар». Это была серия плавучих платформ, состоящая из типовых дебаркадеров, причем с разным функциональным наполнением, там был плав-бассейн, плав-спа, плав-клуб, плав-экспо и даже плав-парковка. Привлекательность этой идеи в том, что платформы могли перемещаться по руслу Москвы-реки, приплывать в разные места и восполнять общественные пространства.
Тогда мы даже не могли предположить, что город начнет так активно развивать прибрежные территории, а вдоль реки будут создаваться полноценные пешеходные зоны со всей необходимой инфраструктурой. Тем не менее, эта идея до сих пор имеет право на жизнь, она актуальна как для Москвы, так и для других регионов. Если в промышленную эпоху любая река воспринималась как артерия по доставке грузов для расположенных по ее берегам фабрик, то в постиндустриальную эру река становится центром притяжения для людей, местом для отдыха и общения, и чем больше таких центров притяжения создается — тем интенсивнее развивается и сам город, тем более он успешен и конкурентоспособен.
Не зря немаловажной частью проекта развития набережных Москвы-реки, разработанного архитектурным бюро «Проект Меганом», была идея высадки очищающих воду искусственных островов и сооружение пешеходных набережных на уровне воды. Мы и сами около двадцати лет назад использовали этот прием, когда участвовали в конкурсе на реконструкцию Стрелки Москвы-реки и Водоотводного канала напротив Храма Христа Спасителя, там где «Красный Октябрь». Тогда мы предложили создать два пешеходных уровня, причем нижний должен был находиться прямо у воды. Таким образом, помимо прогулочных пространств для пешеходов, появлялся целый общественный этаж в уровне воды. Получается, что некоторые наши идеи по использованию берегов и водной глади Москвы-реки просто опередили время.
Сейчас даже сложно представить ситуацию, которая была при создании, например, парка 850-летия Москвы в районе Марьино. Там деревья и кустарники не приживались, и их приходилось высаживать заново несколько лет подряд. Но столичные власти, девелоперы и ландшафтные дизайнеры проделали с тех пор большой путь и получили нужный опыт. Даже промышленное прошлое земель, прилегающих к Москве-реке, сейчас уже не должно вызывать вопросов и опасений. Технологии по очистке территорий от загрязненных промышленными отходами почв давно отработаны.
Сегодня сад можно вырастить везде, хоть на стене, хоть на крыше зданий, современные технологии это позволяют. Тем более, когда речь идет о благоустройстве набережных. Недавно мы участвовали в конкурсе на туристический кластер «Полюс холода» в Якутии. Это место находится в селе Оймякон, самом холодном населенном пункте в северном полушарии. Здесь всего 500 жителей, а туристов приезжает в два раза больше, причем, в основном, едут из-за рубежа. Хотя для того, чтобы попасть сюда, нужно из Якутска добираться около двух дней на машине. Мы предложили создать минимальную инфраструктуру: гостиницу, небольшой культурный центр с кафе, несколько пешеходных маршрутов. Но даже такое минимальное обустройство городской среды подразумевает организацию небольшой набережной, со своим озеленением и арт-объектами.
Записала
Татьяна Рютина