«Зелень в городе повышает „индекс счастья“ горожан»

Джим Диггл (бюро Gillespies, Лондон) — о том, как озеленение влияет на качество жизни в мегаполисах

Управляющий партнер компании Gillespies (Лондон), занимающейся разработкой генеральных планов, проектированием городской среды, ландшафтной архитектурой и общественными пространствами, Джим Диггл рассказал о том, как озеленение влияет на качество жизни в мегаполисах.

Вы наверняка замечали, что в красивом и благоустроенном пространстве хочется проводить больше времени. Приводить туда семью и друзей, просто сидеть в уличном кафе и наблюдать за прохожими. Озеленение, комплексное благоустройство и ландшафтный дизайн всегда наполняют пространство притягательной энергетикой, которая вдохновляет и позволяет по-новому посмотреть на привычный городской контекст — улицы, скверы, площади.

Это, в свою очередь, развивает социальные контакты между людьми. Озеленение города повышает «индекс счастья» горожан и дарит им новое качество жизни — причем не только за счет эстетики пространства, но и за счет повышения его функциональности и удобства.

Но благоустройство территорий — это не только озеленение. Это еще и продуманное проектирование удобных пешеходных и велосипедных дорожек, доступная среда для всех, создание многофункциональных общественных пространств, способных трансформироваться под разные задачи независимо от времени года, включение в эти пространства малых архитектурных форм или уличной мебели.

Городские территории сегодня активно конкурируют между собой. Выигрывают, а значит, и эффективно монетизируются, те, где человеку хочется проводить больше времени. Главную роль здесь играет качественная концепция благоустройства. Приведу пример. В проекте Aldgate Square в Лондоне нам совместно с администрацией Сити (административно-территориальное образование со статусом «сити», церемониальное графство в центре региона Большой Лондон — прим. +1) удалось превратить замкнутую, депрессивную территорию в самом сердце мегаполиса в зеленое общественное пространство, где нет транспорта, где все подчинено интересам пешеходов. Эта реконструкция стала одной из масштабнейших на Square Mile (площадь в границах Лондонской стены — прим. +1). С тех пор пространство живет своей интересной и насыщенной жизнью. И капитализация у такой территории существенно возросла.

Большинство жителей мегаполисов считают, что озеленение территорий в городе — это такой компромисс, который не столько решает вопросы экологии, сколько повышает визуальную привлекательность пространства. Это не так. Мы постоянно исследуем влияние зеленых пространств на окружающую среду и можем уверенно заявить: если к вопросу подходить комплексно — работать не только с насаждениями, но и пересмотреть транспортную схему и движение потоков людей — экологическую обстановку можно улучшить в разы.

На уже упомянутой Aldgate Square в Лондоне количество выбросов в атмосферу с момента открытия площадки значительно сократилось. Были высажены более 70 деревьев, улучшена сеть пешеходных и велосипедных маршрутов, перекрыто автомобильное движение на одном из перекрестков. В результате количество выбросов сократилось до уровня ниже ежегодных норм — впервые с начала измерения загрязненности воздуха в 2003 году, а жилье стало стоить почти на 20% дороже.

Создание экологически благополучной среды — это не только улучшение качества воздуха, это еще и внимательное отношение к природе в целом, создание технологий, позволяющих бережно управлять климатическими явлениями, не разрушая при этом природный контекст.

К примеру, в Москве риски наводнений растут из года в год, частые и интенсивные дожди увеличивают количество поверхностных вод. Угроза может быть сведена к минимуму при помощи устойчивых дренажных систем. Они помогают «естественным путем» управлять стоком поверхностных вод. Мы успешно использовали эту технологию в Великобритании в проекте Elephant Park в Лондоне для одного из ведущих британских застройщиков.

В Россию приходят новые стандарты качества — все больше российских девелоперов переходят на европейские стандарты создания общественных пространств в рамках реализации проектов жилой и коммерческой недвижимости. Пространство, в которое «вдохнули жизнь», — уже не маркетинговый ход. Сегодня оно постепенно становится необходимостью для потенциальных покупателей. В будущем это станет однозначным must have любого проекта.

Я уверен, что в скором времени на российском рынке повсеместно станет правилом использование натуральных, экологичных, местных материалов, сохранение энергии, сортировка отходов, использование в благоустройстве многолетних растений, устойчивых к местному климату и позволяющих сократить потребление воды, — все то, что в Великобритании на повестке дня последние 15 лет. Но для этого необходимо «образовывать» и местную власть, и частных девелоперов, и потребителей.

Записала

Наталья Горова