«Новые районы должны строиться с учетом требований экомобильности»

Ольга Маликова, профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, — о барьерах на пути устойчивого транспорта

Очевидных успехов в развитии экомобильности достигли, прежде всего, скандинавские страны. В Стокгольме и Копенгагене велосипедные дорожки идеально вписаны в сеть городских дорог, не создавая серьезных проблем пешеходам и автомобилистам. Безопасность, комфорт и одновременно возможность полюбоваться красивым городским видом при езде на велосипеде создают очевидные преимущества для такого вида транспорта. По пути стран-лидеров в области развития экомобильности сегодня идут многие города, в том числе Москва. Российская столица достигла больших успехов в этой области за очень короткий срок.

Объективные сложности связаны с огромными масштабами города. Современные исследования показывают, что при достижении городом численности населения в 5000-6000 тыс. человек решение проблем, связанных с развитием транспортных коридоров, резко усложняется и становится существенно более затратным. Сглаживание межрегионального неравенства с точки зрения развития экомобильности в этой связи видится важной задачей.

К сожалению, программы развития экомобильности сегодня слабо затрагивают Подмосковье и не реализуются во многих городах, казалось бы, идеально для этого подходящих. Более того, в сложившейся ситуации в немалой степени виноваты и сами граждане: нежелание прокладывать тротуар у собственного частного дома, закрытие сквозного проезда для велосипедов через территорию садоводческих товариществ и коттеджных поселков, нарушение водителями скоростного режима на территории коттеджных поселков делают недоступным передвижение на велосипедах.

Наиболее серьезным препятствием для развития устойчивого транспорта в России являются накопившиеся просчеты в планировании городской среды и недостаточный контакт местных органов власти с населением. В идеале, любой новый район города должен строиться, а старый — реконструироваться, с учетом современных требований экомобильности: при проектировании должны предусматриваться пешеходные зоны, участки дворов без въезда автотранспорта, разрабатываться и прокладываться удобные велодорожки.

Записала

Людмила Брус