В 2018 году в мире выпустили более 95 млн новых автомобилей, а это — порядка 380 млн новых шин. Ежегодный динамичный рост автопарка приводит к постоянному накоплению изношенных автопокрышек, срок службы которых относительно недолог. По ГОСТу, средний срок эксплуатации резины — 7-10 лет, но, учитывая состояние дорог, износоустойчивость шин сокращается. По факту, автовладельцы меняют покрышки каждые 3-4 года. +1ГОРОД (Полезный город) решил разобраться, действительно ли проблема накопления автомобильных шин настолько глобальна.
В России выбрасывать автомобильные покрышки в мусорные баки нельзя, поскольку они не являются твердыми коммунальными отходами. Автолюбитель обязан самостоятельно сдать шины на утилизацию специальными организациями. Проще это сделать через шиномонтаж, но у автосервиса должен быть заключен договор на работу с такими видами отходов. Да и в своем большинстве шиномонтажи принимают отслужившую резину только за деньги, а автовладельцы «платить за мусор» не готовы. Вот и накапливаются покрышки где придется: в частном секторе, в автохозяйствах, на промышленных предприятиях, около шиномонтажей, на лестничных площадках жилых домов.
По данным Научно-исследовательского института шинной промышленности, в России ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн тонн шин. В Москве каждый год образуется до 60 тыс. тонн таких отходов. Проблема утилизации отслуживших покрышек усугубляется отсутствием организованного сбора. Тем не менее правительство страны все же сделало первый шаг к цивилизованному управлению этой группой отходов. С 1 января 2019 года в России официально запретили захоронение шин. В ряде стран ЕС еще в 2003 году ввели запрет на захоронение автопокрышек целиком, а в 2006-м — и разрезанных на части. В Евросоюзе ищут различные возможности для системной утилизации шин. Производители покрышек не только заложили соответствующие затраты в стоимость нового товара, но и взяли на себя часть расходов по утилизации старых шин. Собранные средства идут в специальный фонд, который дотирует перерабатывающие предприятия и создает пункты приема отходов.
Система, похожая на европейскую, работает и в США. В стране существуют финансовые гарантии для переработчиков за счет налогов, а все участники рынка утилизации имеют обязательные лицензии.
А вот японцы платят за утилизацию шин из собственного кармана. В стране сегодня действует закон о переработке отходов, согласно которому каждый гражданин обязан лично доставить в пункты приема отработавшие покрышки.
Конечно, есть и отрицательные примеры. В Испании, недалеко от Мадрида, в 2016 году несколько недель горела свалка размером почти 12 га. Шины на ней копились еще с 90-х годов. Более чем за 20 лет фирма, которой принадлежит земля, так и не смогла получить лицензию на их утилизацию. Власти же занялись проблемой, когда оказалось, что на полигоне скопилось более 5 млн покрышек.
На сегодняшний день одна из самых больших в мире свалок автомобильных шин — Сулабия, находится в Кувейте, неподалеку от столицы Эль-Кувейт. Сулабию видно даже из космоса. Кладбище старых шин занимает территорию в 60 га, и объемы скопившихся там покрышек точно не известны. Резина продолжает сюда свозиться, несмотря на запрет местных властей.
Почему захоронение покрышек наносит ущерб и экологии, и экономике? Шинные полигоны занимают огромные площади; они пожароопасны; автопокрышки, отслужившие свой эксплуатационный срок, загрязняют почву и грунтовые воды, разлагаясь в земле более 100 лет. Кроме того, в регионах с жарким климатом в местах их скопления обитают и размножаются грызуны и насекомые, являющиеся разносчиками различных заболеваний, говорит Константин Иванов, профессор Московского государственного машиностроительного университета.
«Конечно, ликвидация свалок изношенных шин позволит освободить для использования по назначению значительные площади занимаемых ими земель. Но проблема имеет большое экологическое и экономическое значение для всех развитых стран мира. Сегодня невосполнимость природного нефтяного сырья диктует необходимость использования вторичных ресурсов с максимальной эффективностью», — говорит он.
В ряде стран горючий газ, который выделяется при термической обработке шин, используют для обогрева помещений. Жидкие продукты пиролиза находят свое применение при производстве пластика, а измельченные частицы резины становятся сырьем для асфальтного битума.
С 2013 года Фондом рационального природопользования при поддержке Министерства экологии и природопользования Московской области реализуется программа «Шина». Она является частью системы раздельного сбора отходов, создаваемой правительством Подмосковья.
«В 2018 году активисты движения собрали и утилизировали 7,9 тыс. тонн отработанных шин. Это значит, что каждый 11-й автовладелец Подмосковья внес свой вклад в сохранение экологии региона и сдал шины на переработку», — говорится в сообщении движения.
Одна из главных задач проекта, помимо выявления несанкционированных свалок шин, — привлечение к участию в программе сервисных центров и шиномонтажей для бесплатного приема утильных шин от населения.
Действительно, шины могут быть переработаны и обрести вторую жизнь: войдут в состав кровельных материалов или битумных мастик, станут капельной системой полива или резиновой крошкой в покрытиях детских и спортивных площадок. Резиновый асфальт почти втрое более износостойкий, чем традиционный, и обладает лучшими потребительскими характеристиками: менее скользкий в дождливую погоду, не так плавится в жару, как обычный, снижает уровень шума от дороги.
Сегодня в городах при активной застройке районов застройщики обязательно предусматривают детскую площадку. Темпы современного строительства могут стать предпосылкой к запуску собственного цеха по изготовлению покрытия для уличных детских комплексов, и данная ниша еще не до конца заполнена, говорит Иван Авдотьев, директор компании-производителя покрытия из резиновой крошки.
«В Красноярске мы одними из первых начали делать резиновое покрытие для площадок. И оно быстро стало популярным. Раньше детские колени и локти сильно страдали на площадках, закатанных в асфальт, — говорит Авдотьев. — По сути, в производстве нет ничего сложного, мы просто измельчаем старые шины, но необходимо контролировать процесс на всех этапах. Самое сложное, особенно вначале, — сбор покрышек. Но я верю, что через пару лет сами автолюбители уже будут знать, что делать со старыми шинами, чтобы извлечь из них пользу и для природы, и для себя».
«Закупка оборудования по переработке шин и даже его изготовление — не самые главные проблемы, которые стоят перед отраслью. Проблема в том, чтобы создать инфраструктуру и логистику сбора. Здесь большой вклад вносят такие проекты, как „Шина“ в Подмосковье», — отмечает директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в России Сергей Коротков.
Остается надеяться, что способы утилизации отработанных покрышек будут совершенствоваться, а объемы переработки резины — расти. Ведь в развитых странах экологические вопросы и вторичное использование материалов давно находятся под пристальным вниманием и самих граждан, и властей. Для этого сервис +1ГОРОД (Полезный город) отметил на своей карте в 69 городах России 251 полезную точку, куда автовладельцы могут сдать отработанные шины для переработки или цивилизованной утилизации.
Автор
Александра Марьясова