Может показаться, что с распространением раздельного сбора и переработки мусора можно вздохнуть спокойно и раскладывать отходы в разные контейнеры, не опасаясь за их дальнейшую судьбу. Но радоваться рано: индустрия ресайклинга на нынешнем уровне развития берется далеко не за все выбрасываемые предметы, и такой мусор вывозится на свалку. Ответственность за экологический ущерб от покупки и выброса соответствующих товаров поровну несут и производители, и потребители.
Проблемы чаще всего возникают с многослойными элементами, включающими несколько материалов сразу: например, алюминий и пластик, бумагу и клейкий слой. К счастью, для части такой продукции можно подобрать альтернативы — либо экологически безопасные, либо более долговечные.
Пусть новости о рекордах по переработке пластика не порождают иллюзий: хотя найти пункты приема бутылок из ПЭТ стало просто, львиная доля продукции, сделанной из полимеров, в промышленных масштабах по-прежнему не перерабатывается. Это относится в том числе к пакетам из магазинов, полиэтиленовой пленке для еды, одноразовой посуде из полистирола, соломинкам для напитков, крышкам для кофейных стаканчиков, упаковочной пленке с пузырьками.
Зубные щетки, тюбики из-под зубной пасты и контейнеры для зубной нити также до недавнего времени отправлялись на свалки во всем мире, пока в 2012 году Colgate-Palmolive не организовала переработку этого вида мусора в США. Нам в России придется либо ждать, пока программа распространится на нашу страну, либо требовать от отечественных производителей зубной пасты возможности утилизировать упаковку.
Одноразовые бритвенные станки также являются врагами окружающей среды. Несмотря на то, что материалы, из которых они изготовлены, — пластик и металл — подлежат утилизации, на российском рынке нет технологии, позволяющей их разделить. Программу по переработке бритв реализует Gillette, но, увы, снова в Америке.
Альтернативы: сменить одноразовые товары на многоразовые. Не брать в магазине пакеты, а покупки складывать в холщовую сумку, авоську или рюкзак или выбирать те магазины, где предлагают бумажные пакеты.
Кроме того, можно покупать бамбуковые щетки вместо пластмассовых, однако полностью безопасными могут считаться только те, щетина которых сделана из бамбука, а не из нейлона. Заменой пасте в тюбиках могут стать паста в таблетках и зубной порошок, а недолговечным бритвенным станкам — электробритва.
Важно: если вы оказались перед выбором, купить товар в твердом пластиковом контейнере или в полиэтиленовой пленке, лучше выбрать первое. Очищенный от содержимого контейнер с большей вероятностью будет переработан, а пленка не перерабатывается в принципе.
В первые годы жизни на одного ребенка в среднем уходит от 4 до 6 тыс. подгузников. Оказавшись в природной среде, одноразовый подгузник будет разлагаться от 200 до 500 лет. Американское Агентство по защите окружающей среды признало их «крайне опасными» для водных экосистем. По его подсчетам, одноразовые подгузники ежегодно образуют 3,5 млн тонн мусора, а для их изготовления уничтожается 200 тыс. деревьев. При этом выпускаются подгузники в неперерабатываемой пластиковой упаковке. Однако немногие современные родители согласятся использовать вместо подгузников марлю, по примеру старшего поколения.
Альтернативы: многоразовые подгузники из ткани, которые можно стирать, в том числе в машине. Они не только предотвратят образование тонн мусора, но также избавят родителей от значительной доли расходов на гигиену ребенка. Также выпускаются биоразлагаемые одноразовые подгузники. Они производятся в Канаде, Германии, Швеции, Финляндии. Изделия отдельных брендов доступны для покупки в России.
Нет, мы не ошиблись. Хотя стекло — экологически чистый материал, который может перерабатываться неограниченное количество раз, а стеклотару в России принимают на утилизацию, оконные стекла, зеркала и сувениры из стекла, флаконы от духов и лаков до сих пор считаются неперерабатываемыми, а полноценная индустрия для утилизации стеклобоя и возвращения его в производство отсутствует.
«В странах Европы минимальная доля использования стеклобоя в производстве стеклотары составляет 40%, при этом цель Евросоюза — достичь среднего показателя в 60%, но в отдельных странах уже сейчас этот показатель по цветной стеклотаре доходит до 90%. У нас же доля использования стеклобоя колеблется от 5 до 7%, причем часть этого количества составляет собственный стеклобой, то есть производственный брак», — отмечает вице-президент компании «Русджам» Владимир Долгов.
Важно: хотя проблема с переработкой стеклобоя не решена, у граждан есть возможность сдавать на утилизацию такую «сложную» продукцию из стекла, как электрические лампы, в том числе ртутьсодержащие.
Несмотря на то, что сдать макулатуру стало проще, чем 10-20 лед назад, и даже многослойная упаковка «ТетраПак» стала перерабатываться, некоторые виды бумажной продукции все еще не подлежат экологичной утилизации. Это твердые обложки книг, использованные бумажные полотенца и большинство видов бумаги для упаковки подарков: восковая бумага и бумага, имеющая слой пластика или фольги. Даже биологическому происхождению картонных стаканов не стоит доверять: изнутри они покрыты слоем полиэтилена, который разлагается много лет. То есть, покупая кофе на вынос, мы существенно увеличиваем объемы мусора на свалках. Не перерабатываются и картонные коробки из-под пиццы.
Альтернативы: вместо одноразовых стаканчиков пользоваться личным термосом или кружкой. При раздельном сборе картона и бумаги удалять пластиковые элементы с коробок и конвертов, при покупке упаковочной бумаги делать выбор в пользу однослойной бумаги без декоративных элементов, вместо бумажных полотенец пользоваться многоразовыми салфетками из ткани.
А найти пункты приема пластика, стекла или макулатуры в вашем городе можно на карте +1ГОРОД.
Автор
Людмила Брус