Восстановление популяций носорогов, северных оленей и других крупных травоядных животных поможет защитить луга, леса и тундру от пожаров и таяния вечной мерзлоты, усиливающих глобальных потепление, которое их же и провоцирует. Об этом рассказывается в статье журнала Science.
Сезон пожаров сейчас длится на 25% дольше, чем 30 лет назад, говорит эколог Кристофер Джонсон из Университета Тасмании. Он и его коллеги проанализировали собранные с 1945 года сведения об ареалах, где увеличивались или уменьшались популяции крупных травоядных, чтобы проверить, изменялись ли там частота и площадь пожаров. Специалисты рассмотрели 14 исследований древних ландшафтов возрастом до 43 тысяч лет. Примерно в половине из них после исчезновения травоядных выросло количество пожаров. Авторы исследований пришли к таким выводам, подсчитав количество древесного угля, спор навозных грибов и пыльцы.
Ученые также проанализировали данные из трех современных ландшафтов, включая столетний парк Хлухлуве-Умфолози в ЮАР. Крупных травоядных вывозили оттуда или отбраковывали в рамках программ по уничтожению мухи цеце и для уменьшения перевыпаса. После этого количество и масштабы пожаров возросли. Когда на территории проживали белые носороги, огонь распространялся в среднем на 10 гектаров, а после их исчезновения — на 500. Эти животные не давали растениям разрастись, а протаптываемые ими тропы создавали барьер для распространения пожара. Аналогичные результаты получили в Австралии, где с огнем «борются» водяные буйволы.
Изучив историю вопроса на юго-западе США, команда Джонсона обнаружила, что пустынный толсторог, вилорогая антилопа, бизон и даже домашний скот помогают «ослаблять» и предотвращать пожары. Другие исследования показывают, что животные могут уменьшать риск возгорания, перекапывая палую листву и другие воспламеняющиеся материалы, содержащиеся на поверхности земли и в почве.
Крупные травоядные также помогут сохранить экосистемы тундры. Из-за глобальных климатических изменений туда начали «вторгаться» деревья и кустарники, появление которых способствует дальнейшему подъему температуры: они поглощают тепло и задерживают сход снега, что вызывает таяние вечной мерзлоты и высвобождение парниковых газов. Восстановление популяций травоядных может разорвать порочный круг, заявляют экологи Йохан Олофссон из Университета Умео и Эрик Пост из Калифорнийского университета в Дэвисе.
Однако некоторые специалисты — например, Джозеф Бамп из Университета Миннесоты в Сент-Поле — считают, что подобные действия в Арктике могут иметь непредсказуемые долгосрочные последствия. Результаты моделирования, проводившегося рядом ученых, показывают, что это приведет к увеличению, а не уменьшению объемов высвобождения углерода. Кроме того, изменить ситуацию в Арктике могут только большие стада, а создать их довольно сложно, отмечает Эндрю Таненцап из Кембриджского университета.
«Считать восстановление популяций решением проблемы климатических изменений — излишне оптимистично. Однако это, безусловно, может сыграть свою роль», — считает эколог Йенс-Кристиан Свеннинг из Орхусского университета — один из самых активных сторонников этой концепции.
Автор
Анастасия Кокоурова