+1 вместе с компанией UPM Raflatac рассказывает, какие экоустойчивые решения применяют в сфере продуктовых этикеток.
«Сегодня мы создаем стоимость, потребляя невозобновляемые ресурсы. Нам необходимо найти пути для исправления этой ситуации. [...] Мы должны заменить старую экономическую модель новой, при которой экономический рост не будет зависеть от потребления природных ресурсов», — объясняет суть циклической экономики Джосс Блерио, представляющий фонд Эллен Макартур. Производитель должен обеспечивать минимизацию экоследа на всех этапах создания добавленной стоимости. Эту ответственность разделит и покупатель — он понимает, что «голосует рублем» за политику производителя.
В мире циклической экономики жизненный цикл товара максимально продлевается. Перерабатывается все, что возможно переработать. Однажды использованные человеком ресурсы повторно вводятся в оборот, а количество отходов постепенно снижается до нуля. Производители отказываются от материалов, которые не поддаются переработке и/или не являются биоразлагаемыми. Эти базовые принципы ложатся и в основу новых технологий этикетирования.
Общероссийский опрос показал: свыше 70% покупателей читают на этикетках информацию о калорийности продукта, его питательных свойствах, количестве солей, сахаров и жиров, о сроке годности, о производителе и месте изготовления. Растущие потребительские требования потенциально ведут к увеличению числа этикеток.
Другая тенденция — уменьшение порций продуктов. Производитель старается упаковать их таким образом, чтобы содержимого хватало на один-два приема пищи одним человеком и чтобы еды выбрасывали как можно меньше. Но на каждую новую упаковку требуется новая наклейка.
Один из выходов — двусторонняя этикетка: покупатель найдет необходимую информацию, отделив верхний слой. Эта система, Peel & Read (дословно «Отслоить и прочитать»), используется в линейке RAFNXT+. Она сократила объемы затрачиваемого сырья, одновременно увеличив количество этикеток в рулоне, благодаря возможности повторного использования съемных компонентов. Стало меньше мусора, транспортные расходы сократились, и на складах появилось место.
Вместо «нефтяного» сырья для производства этикетки все чаще используют бумагу и биополимеры. Основная часть древесины заготавливается в лесах, где соблюдаются принципы устойчивого управления. У поставщиков есть сертификаты FSC и PEFC. По сути, они отличаются только тем, что первый применяется для крупных хозяйств, а второй — для небольших, преимущественно частных.
UPM Raflatac разработала концепцию Forest Positive. Она основывается на том, что лесные хозяйства, поставляющие древесину, поглощают до двух раз больше CO2 по сравнению с объемом, выделяемым при изготовлении продукции.
Компания намерена полностью отказаться от использования несертифицированного древесного сырья к 2030 году. Эта цель отражена в годовом отчете UPM. Уже к концу текущего года UPM Raflatac будет производить основные виды подложки HD для стандартных полипропиленовых и полиэстеровых пленок в регионе EMEIA из сертифицированных источников.
Этикетки UPM Raflatac типа RafBio на 80% состоят из возобновляемого растительного сырья — тростникового этанола. Они встречаются на продуктах питания, контейнерах с едой и предметах личной гигиены.
В производстве большинства наклеек UPM Raflatac не применяет проявитель цвета бисфенол А, что также указывает на приверженность марки высоким стандартам заботы об окружающей среде.
Такие же высокие экологические требования предъявляются к производственным предприятиям. Заводы UPM сертифицированы по стандарту ISO 14001, который подтверждает внедрение системы экологического менеджмента (ЕMS). Это означает снижение расхода воды, уменьшение энергозатрат, сокращение объемов отходов и активное вовлечение сотрудников в оптимизацию производства.
Экослед на протяжении жизненного цикла продукции компания оценивает с помощью инструментария Label Life. Лучшие поставщики получают одноименную награду.
Очевидно, что наклейка становится «паспортом» товара. Поэтому UPM предложила цифровую технологию RafMore для «умных» этикеток. Она дает возможность объединения продуктов в сеть из уникальных кодов, считываемых с помощью технологий NFC, RFID и QR — для этого можно использовать смартфон с приложением. RafMore позволяет отслеживать происхождение товара и все его перемещения.
Специальные технологии защитного этикетирования гарантируют подлинность продукции: оторвать наклейку и вскрыть коробку можно только один раз. Это важно для противодействия фальсификации, что особенно критично, когда речь идет о лекарстве или технике.
UPM Raflatac помогает участникам цепочки создания этикетки утилизировать отходы. Отходы от ламинирования и резки компания забирает у производителей; от пусковых операций — у типографий; полипропиленовые и глассиновые — у владельцев торговых марок.
После сбора отходов бумажная подложка отделяется от силикона и используется для изготовления бумаги и целлюлозы. Побочные продукты производства становятся сырьем для композитной продукции UPM ProFi. Отходы материалов этикетирования превращаются в топливо на высокоэффективных теплоэлектростанциях (CHP) на бумажных комбинатах UPM. В реализацию «циклической» концепции RafCycle вовлечено более 100 партнеров компании.
Автор
Елена Матвеева