В мире ежегодно выбрасывается около трети производимого продовольствия
Консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) обнародовала доклад, в котором предупреждает, что потери продовольствия вырастут на треть к 2030 г., если не будут приняты срочные меры. По подсчетам аналитиков, объем ежегодно выбрасываемых продуктов питания будет составлять 2,1 млрд т, что эквивалентно потере 66 т в секунду. Эксперты полагают, что меры реагирования на проблему носят фрагментарный и неадекватный характер. О работе BCG рассказывает газета The Guardian.
Ежегодно портится или выбрасывается 1,6 млрд т продуктов питания на сумму около $1,2 трлн — примерно треть производимого в мире продовольствия. При этом, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО), в 2016 г. около 815 млн из 7,6 млрд человек в мире (10,7%) страдали от хронического недоедания. Кроме того, по данным ФАО, на пищевые отходы приходится 8% глобальных выбросов парниковых газов.
Как отмечает BCG, если правительствами, компаниями и потребителями не будут приняты срочные меры, то достичь цели ООН сократить пищевые отходы вдвое к 2030 г. будет сложно. Согласно данным исследования, за это время в большинстве регионов мира потери продовольствия только увеличатся, и наиболее значительно — в Азии.
«Пока мы разрабатываем решения, масштабы проблемы будут нарастать, — объяснила Шалини Унникришнан, партнер и управляющий директор BCG. — Вместе с ростом населения в таких быстро развивающихся частях мира, как Азия, очень быстро растет и потребление. По мере роста благосостояния люди начинают покупать больше разнообразной пищи — той, которая не производится локально. Это приведет к увеличению потерь продовольствия».
BCG предлагает создать экомаркировку, аналогичную той, которую использует движение за справедливую торговлю (движение отстаивает права любых производителей и импортеров иметь равный доступ ко всем рынкам и покупателям, в частности проводит независимую сертификацию — маркирует продукцию, позволяя отслеживать происхождение товара), чтобы поощрять клиентов покупать у компаний, взявших на себя обязательства по сокращению отходов.
Если в развивающихся странах отходы образуются в ходе производственных процессов, в богатых ими управляют в основном розничные торговцы и потребители, которые выбрасывают продукты питания потому, что они были приобретены в слишком большом количестве или не отвечают эстетическим стандартам.
Росту отходов способствуют незнание и рекламные акции супермаркетов, предупреждает BCG. Многие покупатели ошибочно полагают, что мясо и овощи всегда полезнее в свежем виде, чем в замороженном. «На самом деле замороженные продукты питания часто сохраняют больше полезных веществ, чем размороженные, которые могут испортиться во время доставки», — говорится в докладе. Такие инициативы по сокращению отходов, как «Купи один — получи второй бесплатно», BCG считает недостаточными, так как они позволяют клиентам получать бесплатный продукт, когда он им нужен. Исследователи призывают продавцов инвестировать в инфраструктуру и образование потребителей, сотрудников и фермеров, а государства — вводить регулирование, которое стимулировало бы сокращение отходов.