Будущее одежды сквозь призму Copenhagen Fashion Summit

Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области экоустойчивой моды и ответственного потребления, — о ключевых инициативах, разработках и высказываниях участников мероприятия.

В датской столице завершился двухдневный Саммит моды. Это важнейшее событие в календаре индустрии, которое определяет не крой и цвет сезона, а будущее одежды. Главный фокус мероприятия — вопросы устойчивого развития и циклической экономики. Здесь решается, как сделать так, чтобы любой крой и цвет были не только модными и стильными, но и несли здоровье и позитивные изменения окружающей среде, тем, кто носит одежду, и тем, кто ее создает.

На саммите встречаются все участники модного процесса: бренды и дизайнеры, производители экоустойчивых тканей и красителей, а также редакторы ведущих глянцевых журналов, преподаватели всемирно известных школ моды и дизайна, модели, политики, экономисты.

15 и 16 мая 2018 года 1300 участников из более 50 стран мира могли не только слушать выступления ведущих представителей индустрии и смежных с ней отраслей. Впервые на саммите работал Инновационный Форум, где любой из присутствовавших мог познакомиться с новейшими экоустойчивыми решениями, которые уже активно используются лидирующими брендами или находятся на стадии разработки и начального внедрения. Свои инновации представили 50 компаний, некоторые из которых уже известны нашим читателям.

Среди компаний — итальянская Frumat, которая производит аналог кожи из яблок; австрийская Lenzing, изготавливающая альтернативные материалы, в числе которых — Refibra, первая целлюлозная ткань из переработанного сырья (обрезков хлопка и деревянных стружек), запущенная в массовое производство; Ananas Anam, успешно обеспечивающая индустрию текстилем Piñatex из волокон ананасового листа. На форуме представили экоустойчивые решения для потребителей одежды — например, мобильное приложение Good On You, показывающее рейтинги брендов с точки зрения экоследа и этичности производства, и приложение MySize, позволяющее снять исключительно точную мерку с вашей фигуры, что исключает ошибку при покупке изделия или его изготовлении в удаленном режиме. Эти инновации привлекают значительные инвестиции.

«В ближайшие 5 лет одежда на основе нефтепродуктов исчезнет; мы ее перестанем производить», — сказала мне Энн Шауэр-Хименес, вице-президент и один из основателей компании Mango Materials. Химик по образованию, Энн уверена, что биополимеры положат конец переработке нефти для получения акрила, полиэстера, нейлона. Биоматериал, созданный Mango Materials, производится из метана, образуемого в процессе разложения отходов, с помощью питающихся им бактерий. Этот компостируемый биополимер близок по своим свойствам «традиционному» полиэстеру. Компания продолжает исследования в данном направлении, улучшая качество материала, масштабируя производство для постепенного вытеснения «нефтяных» полимеров и прорабатывая решения проблемы отходов.

Компания EVRNU вместе со Стеллой МакКартни создала первое в мире «углеродно-нейтральное» платье — и рассказала об этом на саммите. Это настоящий прорыв, настоящая революция в мире моды: ведь, как известно, экослед модного изделия велик; он складывается из множества компонентов цепочки жизненного цикла.

В ближайшее время компания I:CO (сокращенное от «I collect» — «я собираю») — лидер по сбору и переработке текстиля, одежды и обуви — должна объявить о своем новом достижении, которое изменит индустрию ресайклинга. I:CO, вероятно, знакома вам, если вы сдавали старые вещи в боксы, расположенные на кассах магазинов Н&М: они принадлежат этой компании. I:CO работает с брендами и ритейлом в более чем 60 странах. Европейский центр переработки расположен недалеко от Берлина, а офис — в Гамбурге, откуда в ближайшее время мы и получим важную новость. Вам только следует следить за сообщениями и не забывать о продлении жизни вещей...

60% участников саммита убеждены в неизбежности становления экоустойчивой, циклической моды. Принцесса Дании Мари, под чьим патронажем проходит мероприятие, отметила важную роль лидеров, которые уже осознают сущность этих процессов и их необратимость и предлагают способы внедрения инноваций. Но, как сказал со сцены саммита Девид Робертс из Singularity University, изменить ситуацию к лучшему может каждый из нас.

Эллен Макартур, глава фонда Ellen McArthur Foundation, занимающегося продвижением принципов экономики замкнутого цикла, объявила о запуске инициативы «Сделаем моду циклической» (Make Fashion Circular) на основе прошлогоднего отчета «Новая экономика текстиля: перепроектирование будущего моды» (A New Textiles Economy: Redesigning Fashion’s Future). Участников инициативы объединяют три принципа: 1. Применение безопасных нетоксичных материалов; 2. Внедрение бизнес-моделей, обеспечивающих долгое использование вещей; 3. Имплементация решений, позволяющих превращать отслужившую одежду в новую.

Стелла МакКартни сделала неожиданное заявление: по ее мнению, идеальной ситуацией будет такая, при которой покупатели даже не знают, что покупают вещи из экоустойчивых материалов, а выбирают их просто потому, что они им нравятся.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области экоустойчивой моды и ответственного потребления