Еще 15 лет назад специалисту по экологии было крайне трудно найти работу. Вакансии для выпускников вузов в области защиты окружающей среды были в дефиците и лишь изредка встречались в НКО и бюджетной сфере. Но по мере того как устойчивое развитие становится актуальным для российского бизнеса, ситуация меняется.
О новых возможностях для тех, кто хочет связать свою жизнь с экологией, студентам рассказали на первом форуме «ЭкоКарьера», который состоялся 19 апреля на экономическом факультете МГУ в рамках ежегодного фестиваля «ВузЭкоФест». Гостями «Экокарьеры» стали представители известных компаний, реализующих проекты в области устойчивого развития, а также заместитель руководителя аппарата комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Елена Семилетова и руководитель проекта «Будущее в настоящем», модератор-аналитик второй редакции «Атлас новых профессий» Инесса Чиликина.
Форум стал знаковым событием для «зеленой» экономики в России, так как продемонстрировал важность этой темы для бизнеса и общества, включая самых молодых и активных его представителей. Мероприятие вызвало такой интерес, что сидячих мест в аудитории хватило не всем. По словам директора фестиваля Елизаветы Рагозиной, форум был организован в ответ на многочисленные запросы со стороны студентов МГУ и других вузов: «К нам подходили ребята и спрашивали, куда можно пойти работать, в каких компаниях открыты вакансии в сфере устойчивого развития. В то же время к нам стали поступать вопросы от представителей бизнеса, которые спрашивали, нет ли у нас инициативных студентов, молодых специалистов, у которых есть понимание темы».
Даже те студенты, чья специальность напрямую связана с экологией, редко имеют четкое представление о том, где начинать, особенно когда работодателю нужен молодой опытный сотрудник. Поэтому организаторы решили дать возможность потенциальным работодателям и соискателям пообщаться напрямую и выяснить обоюдные ожидания.
«За последние десятилетия спрос на специалистов в области устойчивого развития вырос, причем значительно. Это связано с тем, что международное сообщество активно занимается этой темой и корпорации внедряют ЦУР в свои бизнес-модели, — рассказала на форуме Ирина Антюшина, управляющий по программам устойчивого развития, благотворительности и фондов Unilever в России, Украине и Беларуси. — Чем хороша работа в этой области? Вы фактически участвуете в глобальной перестройке моделей производства и потребления, а местами трудоустройства могут быть небольшие и крупные компании, некоммерческие организации и органы власти — Госдума, Федеральное собрание, министерства, ведомства, которые работают в этом направлении».
По словам Антюшиной, сфера возможной деятельности для молодого специалиста куда шире, чем отдел по устойчивому развитию. Экологические вопросы решаются разными подразделениями — производственными, отделами исследований и разработок, маркетинга, охраны труда, управления цепочками поставок. Она отметила, что компания Unilever, сделавшая устойчивое развитие частью своей стратегии, ждет студентов и молодых специалистов на оплачиваемую трехмесячную стажировку.
Данные о «зеленом» секторе на рынке труда представила Ирина Святицкая, руководитель сайта для молодых специалистов Career.ru. Доля таких вакансий в общем объеме все еще мала, хотя имеет твердую тенденцию к росту, и конкуренция в этой сфере выше, чем в среднем по рынку труда, и главный способ обеспечить себе успех, по ее словам, — это как можно быстрее перестать быть «молодым специалистом», то есть как можно раньше искать работу и стажировку. Наиболее востребованы у российских работодателей специальности «инженер-эколог», «эколог» и «специалист по охране труда». Кандидат должен быть технологически грамотным, правильно писать и говорить по-русски, хорошо владеть английским языком; в последние годы также выросла популярность китайского.
О тенденциях в международной бизнес-среде рассказал Иван Кухнин, руководитель направления по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» СНГ. По его словам, экологичность из «украшения» становится обязательной характеристикой. По данным международных исследований Deloitte, 90% потребителей готовы отказаться от привычного бренда ради поддержки полезных инноваций или игнорировать компании, у которых отсутствует стратегия КСО. А наличие социальных и экологических программ снижает текучесть кадров почти наполовину и повышает производительность труда до 13%. Средний рост продаж у ответственных компаний составляет 4% против 1% у остальных.
Слушателям было интересно узнать, чем занимаются люди, уже сделавшие собственную экокарьеру. О корпоративных программах экологической ответственности в своих компаниях рассказали Дина Епифанова, руководитель отдела экологии Tetra Pak в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии, Игорь Наймушин, руководитель направления по работе с органами власти и общественными организациями Coca-Cola HBC Россия и Андрей Новиков, руководитель направления электронной коммерции компании ООО «А Зет».
Их доклады были посвящены сбору и переработке таких ресурсов, как асептическая упаковка, пластиковые бутылки, а также батарейки. Они не разлагаются в природной среде или разлагаются с образованием токсичных веществ — поэтому следует избегать попадания таких отходов на свалки. Однако все они могут быть повторно направлены в производство.
«Сoca-Cola HBC Россия уделяет большое внимание вопросам устойчивого развития. Одним из наших приоритетов является раздельный сбор упаковки. В рамках программы по популяризации раздельного сбора отходов в России, „Разделяй с нами“, с ноября 2016 года до конца 2017 года Coca-Cola [в России]отправила на переработку почти 30 тысяч тонн отходов различной упаковки. В 25 городах РФ установлены более 2,5 тысячи контейнеров», — отметил Игорь Наймушин, руководитель направления по работе с органами власти и общественными организациями Coca-Cola HBC Россия.
Андрей Новиков из GP Batteries рассказал о том, как важно не выбрасывать батарейки, а отправлять их на переработку. Например, из 50 тонн батареек можно получить 9 тонн лома чёрных металлов. В рамках акций, в ведущих вузах страны, компания установила контейнеры для сбора батареек и занималась популяризацией портативных аккумуляторов. Цель — показать, что привычка жить экологично формируется просто, если для этого созданы условия. На каждом контейнере был индивидуальный номер, собранные батарейки по завершении форума отправили на завод-переработчик ГК «Мегаполисресурс» в Челябинск.
Сергей Кирлан, директор отдела технического развития, безопасности, гигиены и экологии L’Oréal, рассказал студентам о специфике работы инженера-эколога в международной косметической компании.
В ходе второй секции форума прошли «быстрые знакомства» между потенциальными сотрудниками и работодателями; студенты и выпускники смогли рассказать о себе представителям «зеленых» компаний и вручить им свои резюме, узнать о возможностях стажировок и трудоустройства. В «знакомствах» участвовали EcoStandard Group, «Оптиком», «Экотехнологии», L’Oreal, фермерский кооператив «ЛавкаЛавка», Deloitte, «МК Сервис», Coca-Cola и общественный экологический проект «РосЭко». В течение вечера шла акция «Треш-контроль» по приему вторичного сырья. За килограмм макулатуры получить блокнот, за пять пластиковых бутылок — спортивную бутылку для воды, а за 10 — термокружку. В паузе между секциями форума состоялась рэп-импровизация на экологическую тематику от Алексея «Кингсайз» Храпова — победителя фристайл-баттлов и преподавателя «Фристайл Мастерской».
Автор
Людмила Брус