Жители прибрежных районов создали инфраструктуру по раздельному сбору отходов, очистив более 17 км береговых линий
Биржа экологических проектов «Чистые берега», организованная компанией HEINEKEN, подвела итоги конкурса, который прошел с мая по июнь в Иркутской, Ленинградской, Нижегородской областях и Хабаровском крае. В этих регионах с июля по октябрь проходили разнообразные акции и культурно-просветительские мероприятия, объединенные общей идеей: жители прибрежных районов могут сами быть активными участниками и создателями благоприятной и комфортной для жизни и отдыха среды и менять к лучшему экологическую ситуацию на берегах водоемов территорий, учиться ответственному обращению с бытовыми отходами.
Из 36 заявок были выбраны 10 наиболее интересных и эффективных проектов. В мероприятиях приняли участие местные жители (включая представителей бизнеса), которые занимались уборкой территорий, созданием инфраструктуры по раздельному сбору мусора и проводили акции по экологическому просвещению, включая выпуск радиопередач («Чистые берега Амура») и выпуск островной газеты («Чистота на острове Ольхон»). Всего в экологические проекты было вовлечено 1289 волонтеров.
По подсчетам HEINEKEN, мероприятия, реализованные в рамках проекта «Чистые берега», имеют экологический и социальный эффект для 788 657 человек. Было собрано и отдано на переработку 38 тонн вторсырья, установлено 84 контейнера для раздельного сбора отходов и 20 урн для сбора смешанных отходов, очищены береговые линии протяженностью 17,5 км и площадью в 76124,9 га.
«Я, если честно, раньше особо не задумывался о проблеме отходов. Но, побывав на мероприятиях фестиваля, по-хорошему „загрузился“ этой темой, — рассказывает Владимир, участник проекта из Нижнего Новгорода. — Я считаю, что важно проводить разъяснительную работу с горожанами, потому что большинство жителей нашего города даже не задумывается о проблеме мусора, что с ним происходит, когда его вывозят с глаз долой».
«Местное население и гости острова,российские и иностранные туристы, активно пользуются контейнерами и разделяют отходы. Интересно, что иностранные туристы удивляются наличию контейнеров и фотографируются на их фоне. Ощущаешь удовлетворение от работы и благодарность за поддержку проекта», — поделился Семен Майор, активист из поселка Хужир на острове Ольхон.
В 2007 году по инициативе HEINEKEN в России был запущен долгосрочный экологический проект «Чистые Берега Байкала». Работа велась по трем основным направлениям: экологическое просвещение, создание необходимой инфраструктуры для уборки и переработки мусора, а также поддержание и возрождение этнокультуры Байкальского региона. В 2014 году к инициативе подключился еще один город — Хабаровск, где стартовал региональный проект «Чистые берега Амура».
В 2016 году проект «Чистые Берега» стал общероссийским: к нему присоединились Нижний Новгород и Санкт-Петербург. В рамках социально-экологической программы «Чистые Берега» заработала Биржа экологических проектов — площадка, позволяющая отбирать наиболее эффективные и прогрессивные природоохранные проекты.
Организаторы проекта исходят из того, что скопления мусора в городе и на береговых рекреационных территориях провоцируют граждан на пренебрежение законами и морально-этическим нормами. Согласно теории «разбитых окон», человек, видя мусор и беспорядок, на подсознательном уровне получает сигнал — «дозволено все», но ведет себя аккуратно, видя вокруг себя чистоту и порядок.
«Производство упаковочных материалов является основным источником выбросов парниковых газов — этот этап формирует 38% нашего „углеродного следа“. Вот почему мы уделяем большое внимание разработке и использованию экологичных упаковочных решений, снижению веса упаковки, повышению доли вторично используемых материалов, — отметила Юлия Левкович, менеджер по корпоративной социальной ответственности компании HEINEKEN в России. — Уже сегодня мы перерабатываем 97% своих производственных отходов и в 2015 году снизили объем прямых и косвенных выбросов СО2 при производстве продукции на 32% к уровню 2008 года. Ответственное отношение к окружающей среде и рациональное использование ресурсов — наша общая задача. Мы хотим, чтобы чистота там, где мы живем и отдыхаем стала нормой поведения».