Усилия России в борьбе против глобального потепления пока также не слишком значимы.
Меры по сокращению углеродных выбросов, принимаемые такими государствами, как Россия, США, Саудовская Аравия, Украина, Турция и Чили, являются «критически недостаточными», говорится в рейтинге аналитического проекта Climate Action Tracker (далее САТ), оценивающего действия стран по сдерживанию глобального потепления с учетом их «справедливой доли», необходимой для успешной реализации положений Парижского соглашения.
Если бы все остальные государства действовали по тому же сценарию, рост температуры в XXI веке превысил бы 4°C, в то время как достигнутые договоренности предполагают уровень потепления «значительно меньше» 2°C, а с учетом серьезности существующих рисков — до 1,5°C. Указанные страны вошли в наиболее критичную из шести выделенных исследователями групп.
Статус «ролевой модели», при котором действия правительства амбициознее Парижского соглашения и ведут к еще большему сокращению выбросов, превышающему «справедливую долю», не достался ни одному государству. А в группу стран, чьи действия совместимы с ростом глобальной температуры в пределах 1,5°C, удалось попасть только Марокко: именно таков неожиданный лидер рейтинга. В рамках 2°C находятся показатели, которые заложили в свои программы Индия, Филиппины, Коста-Рика, Эфиопия и Гамбия.
В категорию «недостаточные усилия» (до 3°C) попали страны Евросоюза, Канада, Бразилия, Австралия, Индонезия, Мексика, Швейцария, Казахстан, Норвегия, ОАЭ, Перу, Новая Зеландия. В категории «в высокой мере недостаточные усилия» (до 4°C) — Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур, ЮАР и Аргентина.
CAT на данный момент оценивает только декларируемую политику государства, а не ее реализацию.
В 2017 году CAT расширил свою классификацию до шести категорий вместо четырех, чтобы точнее и полнее описать весь спектр принимаемых мер (или отсутствие таковых) со стороны правительств.
«В предыдущей рейтинговой системе действия подавляющего большинства из 33 изученных стран делились только на две категории: „средние“ или „недостаточные“, что затрудняло оценку относительных и абсолютных показателей», — заявил один из аналитиков команды Билл Хеар.
Согласно концепции специалистов, составляющих рейтинг CAT, он представляет собой прозрачный инструмент для сравнения декларируемых целей и предложений государств по предотвращению изменений климата. Как отмечают создатели проекта, в Парижском соглашении заявлено, что национальный вклад (Nationally Determined Contribution, NDC) должен отражать «максимально возможные амбиции», но правил для оценки «амбициозности» и «справедливой доли» не прописано.
«Некоторые считают справедливым, что те, кто внес больший вклад в решение проблемы или обладают бóльшими возможностями, делают больше. Но даже если бы правительства согласились с таким принципом, все равно нужно было бы определить количественные показатели, чтобы узнать, сколько должно делать каждое государство», — полагают составители рейтинга.
Система CAT оценивает соответствие уровней выбросов, планируемых странами и прогнозируемых на основании заявленной политики, показателям «справедливой доли». Однако не дает однозначного ответа на вопрос, как именно она должна определяться. Исследователи вычисляют «диапазон справедливой доли» для каждого государства, основываясь на широком спектре предлагаемых научной литературой подходов. В общей сложности их семь, и они могут давать совершенно разные результаты: по уровню исторической ответственности (относительно объемов выбросов, которые страна осуществляла в прошлом); по экономическим возможностям (чаще всего определяемым по ВВП или Индексу человеческого развития); по принципу равенства (одинаковый уровень эмиссии на душу населения во всех государствах); по принципу равенства кумулятивных выбросов на душу населения; комплексно по исторической ответственности и экономическим возможностям; по затратам на душу населения, необходимым для реализации Парижского соглашения; а также подход, согласно которому государства берут на себя разные обязательства на разных этапах.
Полученные по этим методикам показатели определяют «диапазон справедливой доли». Результаты стран, которые в него вписываются, распределяются по трем категориям, а те которые не соответствуют ему, — по трем другим.
Соответственно, нахождение России в самой «низкой» группе рейтинга объясняет, что запланированное правительством сокращение выбросов значительно меньше, чем «справедливая доля» страны, рассказала +1 член команды CAT и партнер-учредитель NewClimate Institute Ханна Фекете. По ее словам, несмотря на многочисленные проекты Китая в сфере ВИЭ, принимаемые им меры остаются «в высокой мере недостаточными».
Также Фекете прокомментировала неожиданное первое место Марокко: «Исследования показывают, что „справедливая доля“ этого государства не предполагает столь жестких обязательств, поскольку страна имеет более низкую историческую ответственность и более ограниченные возможности по сравнению с другими. Вот почему ей удалось занять хорошее место в рейтинге, хотя там прогнозируется даже увеличение выбросов. Следует также отметить, что Марокко активизировалось в области развития возобновляемых источников энергии, но это не влияет на наш рейтинг».
Эпохальное Парижское соглашение по климату вступило в силу 4 ноября 2016 года. Его подписали 195 стран. 1 июня 2017 года президент США Дональд Трамп объявил, что Вашингтон выходит из договоренностей. Этот шаг осудили многие мировые лидеры. По оценке ООН, если Соединенные Штаты откажутся от участия в соглашении, температура на Земле к 2100 году может дополнительно подняться на 0,3°C.
Автор
Екатерина Селиванова