Передовым государствам, отказавшимся от ископаемого топлива, предстоит производить биотопливо и развивать инфраструктуру для электромобилей
В ряде европейских государств к 2025-2040 годам вступит в силу запрет на продажу автомобилей, работающих на дизеле и бензине. Международный тренд поддержали Норвегия, Франция, Германия, Великобритания. Ученые и специалисты в области транспорта считают, что альтернативой для стран, решивших отказаться от ископаемого топлива, станет биотопливо и электромобили. Об этом пишет издание The Conversation.
Соавтор доклада Британской инженерной академии о производстве биотоплива, специалист кафедры химической инженерии Университета Хериота-Уатта (Великобритания) Рафаэлла Окон предположила, какое будущее может ждать биотопливо как альтернативы дизелю и бензину, ведь если автомобили, работающие на ископаемом топливе, будут заменены на электромобили, это может означать, что все жидкое горючее для транспорта будет ликвидировано.
Однако биотопливо хорошо себя зарекомендовало с 1970-х годов с точки зрения экологичности и стоимости. Более того, гибридные автомобили признаны гораздо более удачным вариантом, чем электромобили. В качестве аргумента Окон напоминает о том, что транспортные средства в авиации и судоходстве сложнее поддаются электрификации, а значит смогут пользоваться только жидким видом топлива. Поэтому, как считает эксперт, биотопливо займет важное место на рынке.
Научные сотрудники Университета Ковентри (Великобритания) Ричард Брукс и Джейсон Бэгли считают, что будущее — за электромобилями. Однако специалисты обращают внимание на то, что запрет на автомобили с бензиновыми или дизельными двигателями не будет работать без огромных капиталовложений в инфраструктуру обслуживания электромобилей.
По их оценкам, на постройку зарядных станций в Великобритании понадобятся сотни миллионов фунтов стерлингов. Одновременно правительству придется восполнить дыру в бюджете в миллиарды фунтов стерлингов из-за потери топливных сборов. Ученые отметили, что странам предстоит полная перестройка инфраструктуры и разработка новой бюджетной политики.
Проработки потребует карта зарядных станций и комфортный доступ к ним. Правительствам также придется решать вопрос альтернативных источников энергии, распределения излишков и компенсации недостатков энергии от солнца или ветра.
Председатель аналитической компании IdTechEx Пит Харроп прогнозирует, что электромобили будущего смогут сами накапливать и хранить энергию от солнца, работая как автономная батарея.
«Электромобили [по функциональности — ред. „+1“] не только не отстают от обычных машин, но уже значительно перегоняют их», — резюмировал Харроп.
Российские эксперты согласны с тем, что электромобили постепенно заменят обычные автомобили. Однако это вопрос многих лет и даже десятилетий. В мире уже около 2 млн электрокаров, но в России их всего 920 штук. При этом обычных автомобилей числится более 40 млн. Научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС Татьяна Ланьшин пояснила «+1», что инфраструктура страны совсем не готова.
«В январе прошлого года вышло распоряжение об оборудовании зарядок для электрокаров на АЗС. Сейчас только 130 заправок в нескольких городах оснащены зарядками. И то это в основном имиджевый ход», — отметила эксперт.
«Есть ряд технических сложностей в массовом переходе на электромобили, — сказала Ланьшина. — Например, батареи можно сделать дешевле, отладить программное обеспечение».
Правительственные инициативы развитых европейских стран направлены на борьбу с загрязнением воздуха в крупных городах. Государства ожидают, что запрет существенно улучшит ситуацию с экологией в мегаполисах с течением времени.
Кроме того, государства смогут найти мощный экономический стимул и ожидать притока инвестиций от производителей. Подешевеют аккумуляторы, что также сделает инвестиции в производство новых видов транспорта более привлекательными.
Некоторые лидеры рынка уже готовы вкладывать средства в новые виды транспорта. Немецкий автопроизводитель BMW, например, недавно заявил, что соберет полностью электрический мини-мобиль. А одна из крупнейших китайских автомобилестроительных компаний Geely инвестировала в создание гибридной версии легендарного лондонского такси.
Если будущее окажется за гибридными электромобилями, то широкое использование должно приобрести биотопливо второго поколения — то, что изготовляется из отходов сельскохозяйственного производства и подходящих для этого культур: кукурузы и сои. По мнению экспертов, это будет стимулировать развитие фермерства и повысит эффективность сельского хозяйства.