Политику «нулевого захоронения» посчитали труднореализуемой
Губернатор штата Мэриленд (США) Ларри Хоган отменил мораторий на создание новых свалок и другие правила обращения с отходами, введенные его предшественником Мартином О’Мэлли в 2015 году. Об этом сообщает газета Baltimore Sun.
«Мы заменяем сиюминутную, плохо продуманную политику сбалансированным и разумным подходом к управлению отходами в Мэриленде», — сказал Хоган, добавив, что его план устанавливает реальные цели по переработке мусора.
Целью О’Мэлли было перерабатывать 65% мусора к 2020 году и 85% — к 2045 году, а также за 25 лет свести к нулю захоронение отходов за счет переработки и сжигания. План был разработан после того, как исследования показали, что на одного жителя Мэриленда приходится больше выбрасываемого мусора, чем в других штатах. Предполагалось, что такая политика приведет к созданию новых компаний и рабочих мест и снижению нагрузки на окружающую среду.
Выступая на ежегодном летнем собрании Муниципальной лиги Мэриленда, губернатор-республиканец Ларри Хоган объяснил, что пошел на такой шаг из-за жалоб со стороны органов местного самоуправления. По его словам, демократ Мартин О’Мэлли «создал ненужные трудности для органов местного самоуправления и добился того, что свалки переполнились». Также Хоган раскритиковал требование своего предшественника о внедрении наилучших доступных технологий в систему очистки стоков, назвав его «обременительным».
Не все жители Мэриленда согласны с решением губернатора. Член городского совета Балтимора Мэри Пэт Кларк считает, что Хоган должен последовать примеру других штатов, внедряющих политику «нулевых отходов».
«Кажется, не только мусор, но и политика движется совершенно не в том направлении, — сказала она. — На мой взгляд, это неумное, очень „трамповское“ решение. Я надеюсь, что губернатор пересмотрит его и присоединит Мэриленд к другим американским штатам, которые стараются защитить окружающую среду, сокращая объем захораниваемого мусора».
К плану О’Мэлли отношение экологов было неоднозначным. Они хвалили его стремление перерабатывать как можно больше отходов, однако критиковали намерение увеличить производство энергии путем сжигания мусора. По данным администрации Хогана, в основе новой политики обращения с отходами будет лежать принцип повторного использования и переработки материалов.
В России с начала 2017 года было закрыто 26 крупных мусорных полигонов. В частности, свалка Кучино в подмосковной Балашихе была закрыта по требованию президента РФ. Это произошло после того, как местные жители в ходе прямой линии с Владимиром Путиным 15 июня пожаловались на плохие условия жизни рядом со свалкой, куда ежегодно свозилось до 600 тыс. тонн мусора. После рекультивации территория свалки может быть преобразована в горнолыжный курорт.
Организатор экологического движения «РазДельный сбор» Валерия Коростелева обратила внимание на то, что, хотя в России и ведется природоохранная деятельность, федеральные мероприятия Года экологии подразумевают также открытие десятков новых мусорных полигонов по всей стране.
«Эта тенденция будет сохраняться в совокупности со строительством мусоросжигательных заводов (заводов по термическому обезвреживанию). Пока в нынешней стратегии государства полигоны все равно останутся нужны — для всего того, что не сожгут, а также для отходов сжигания — токсичной золы и шлака», — сказала Коростелева, добавив, что таким образом проблема отходов в стране не решается.
«Строительство мусоросжигательных заводов подсаживает страну на „мусорную иглу“, когда владельцам выгоден высокий уровень образования отходов, а за этим и образование новых полигонов для шлака и золы, загрязнение воздуха, воды и почвы, увеличение заболеваний населения», — считает эксперт.
Что касается уровня экологического просвещения населения, одного из ключевых факторов культуры обращения с отходами, то Коростелева считает, что в среднем по стране он медленно растет, особенно в крупных городах.
В качестве решения проблемы эксперт предлагает на уровне государства действовать соответственно уже принятому Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», который вводит иерархию способов обращения с отходами.
«Вложение сил и средств на более высоком уровне иерархии предотвращает глобальные затраты в случае с менее приоритетным способом обращения с отходами. Например, вложение средств в организацию раздельного сбора предотвращает дополнительные затраты на сортировку смешанных отходов и поиск путей утилизации „хвостов“ (неперерабатываемых отходов)», — объяснила Коростелева.
Эксперт рекомендует «поставить амбициозные цели по сокращению образования отходов и не бояться их достигать путем экономической, законодательной, образовательной мотивации».
В частности, представитель движения «РазДельный сбор» предлагает уменьшить количество упаковки, отказаться от одноразовых пакетов, ограничить производство неперерабатываемых материалов и заменить их на легкоперерабатываемые, а также формировать новую культуру потребления в стране.