Генеральный директор компании «ОптиКом» Максим Рогожко рассказал +1 о перспективах рынка «зеленой» упаковки и экологичном ведении бизнеса.
— Нередко приходится слышать, что экологически ответственный бизнес — это трудно и дорого. Приходится ли убеждать клиента выбрать именно экологичный товар?
— Лет 10-12 назад на зарубежных выставках мы обращали внимание на новую для того времени упаковку из биоразлагаемых материалов. В то время мы начали сотрудничать с первой российской сетью магазинов розничной торговли премиум-сегмента. И многие экологичные упаковочные решения ритейлер внедрял с нашей помощью. Тогда это было, наверное, рановато для рынка: многие откровенно над нами смеялись. Но теперь ситуация изменилась.
— Вашу идею отказа от бесплатных пакетов тоже восприняли не сразу. Как менялось мнение в отрасли?
— Если помните, эти пакеты на кассах люди брали охапками. Мы же предлагали не просто отказываться от раздачи бесплатных пакетов на кассах, но создавать социальные программы за счет привлеченных доходов и экономии на закупках. Первым на это решился крупный европейский продуктовый ритейлер, представленный в нашей стране сетью супермаркетов. Они сделали большие желтые пакеты с ручками. Часть денег с их продажи направлялась на оплату лечения детей с различными заболеваниями. И тогда в отрасли к нам прислушались, потому что экономия получилась огромная.
— А ваши собственные сотрудники легко ли согласились соблюдать принципы «зеленого офиса» у вас в компании?
— Трудности неизбежны, когда пытаешься привить людям правила, которые расходятся с их привычками. Например, уборщица не хочет использовать биоразлагаемую химию. Дескать, она не мылится, не пенится, и вообще, зачем оно нужно... Другой пример: вообще убрали из нашего офисного пространства одноразовую посуду. Через месяц-два открываешь чью-то тумбочку в офисе и видишь кучу одноразовой посуды. Обошлись без штрафов, но борьба была долгой.
— Вы активно агитируете против применения посуды из полистирола. Что с ним не так?
— Представьте ситуацию: перед вами полистирольный стакан, вы его ставите на весы, взвешиваете. Потом наливаете туда кипяток или крепкий алкоголь, выливаете, сушите, чтобы не осталось влаги. Ставите снова на весы. Как изменилась масса стакана?
— Уменьшилась?
— Правильно. Стирол мигрирует в тот напиток, который мы употребляем, и попадает к нам в печень, накапливается и уже не выводится из нашего организма. Мы стремимся научить людей не потреблять бездумно все, что им предлагают, а думать — о здоровье, о будущем. У нас и слоган такой — «Думай о главном!» Будет неплохо, если еще и государство обратит на это внимание...
— А государство как-то стимулирует «озеленение» упаковочной индустрии?
— Приведу пример. Мой хороший друг и партнер Денис Кондратьев, идейный вдохновитель Лиги переработчиков макулатуры активно борется за отмену НДФЛ при сдаче макулатуры. Что раньше происходило у нас в стране? Вы хотите сдать макулатуру, приходите на пункт приема, и люди, принявшие ее от вас, обязаны переписать ваши паспортные данные. Зачем? Потому что по закону вы должны заплатить НДФЛ, а тот, кто макулатуру купил — НДС. НДС отменили сейчас, НДФЛ отменят только 1 января 2018 года.
— Но ведь каждый может минимизировать вред для окружающей среды на уровне бытовых мелочей, поделитесь своим опытом.
— Небольшой офис на 100 человек, просто перейдя на туалетную бумагу из вторсырья, спасает от вырубки 6 деревьев в год. Установив специальные насадки на кран, вы уменьшаете расход воды на 50% и экономите деньги. Следить за тем, чтобы люди, уходя из офиса, выключали компьютеры, кондиционеры, — все это экономически обосновано и приносит неоценимую пользу окружающей среде. Еще один простой пример — карандаш с алюминиевой насадкой для ластика. Удобство удобством, а экологический след, который остается после производства, в сотни раз больше, чем при производстве обычного карандаша и обычного ластика. Кто-то узнает об этом на работе, потом рассказывает семье, знакомым, так потихоньку эти знания и передаются. А представьте, если наши клиенты, крупнейшие сети retail и HoReCa, прививают эти ценности своим покупателям, клиентам, гостям — это уже совсем другой масштаб!