ООН запустила кампанию по борьбе с морским мусором

В рамках годичной акции страны, компании и граждане могут с помощью хештега #CleanSeas (#ЧистыеМоря) рассказать о том, как очищают океан от пластика

Эксперты программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme, UNEP, ЮНЕП) запустили кампанию по очистке морей от пластикового мусора под хештегом #CleanSeas (#ЧистыеМоря). К акции уже присоединились 10 государств. Об этом сообщается на сайте Программы ООН по окружающей среде (UN Environment).

Эксперты ЮНЕП призвали государства ужесточить требования к промышленной продукции, запретить полиэтиленовые пакеты и обложить высокими налогами товары в пластиковой упаковке. Предприятиям предлагается изменить состав упаковок, гражданам — пользоваться многоразовыми бутылками, чашками и пакетами, избегать товаров, в которых содержатся микрогранулы пластика, очищать пляжи от мусора и призывать компании менять модели производства товаров.

Десять стран — Бельгия, Коста-Рика, Франция, Гренада, Индонезия, Норвегия, Панама, Сент-Люсия, Сьерра-Леоне и Уругвай — уже поддержали кампанию. Власти Индонезии пообещали очистить национальные воды от 70% мусора к 2025 году, Уругвая — обложить налогом продажу полиэтиленовых пакетов. Правительство Коста-Рики планирует сократить объемы одноразовой пластиковой продукции, улучшить контроль за отходами и подготовить специальные образовательные программы. «Мы выступаем за поддержку национальных и мировых усилий всеми заинтересованными сторонами, включая гражданское общество, частный бизнес и жителей. Эффективно бороться с морским мусором можно только при условии всеобщего активного участия», — добавил министр по вопросам окружающей среды и энергетики Коста-Рики Эдгар Гутьеррес Эспелета (Edgar Gutiérrez Espeleta).

Первой из компаний к акции присоединился производитель компьютеров Dell. Корпорация планирует производить технику из переработанного морского пластика. «Наша новая система поставок доказывает, что переработанный морской пластик можно использовать повторно в коммерческих целях», — подчеркнул вице-президент Dell по глобальным операциям Пиюш Бхаргава (Piyush Bhargava).

Австралийская супермодель и экоактивист Надя Хутагалунг (Nadya Hutagalung) призвала игнорировать косметику с пластиковыми микрогранулами. «Крошечные пластиковые частицы в скрабах для лица и зубных пастах смываются в канализацию и попадают в желудки морских животных. Ни один продукт для красоты не стоит разрушений прекрасного океанского мира. Давайте тщательнее выбирать наши покупки. Нашими голосами и кошельками мы можем заставить косметические компании остановить производство микрогранул», — заявила Надя Хутагалунг (Nadya Hutagalung).

Ранее Фонд Эллен Макартур (Ellen MacArthur Foundation, EMF) предложил вариант решения проблемы загрязнения Мирового океана пластиком. Организация призвала производителей пластика перейти на экономику замкнутого цикла. В рамках этой инициативы фонда, известной под названием «Новая экономика пластмасс», один из производителей потребительских товаров — компания Unilever — в начале 2017 года взял на себя обязательство сделать пластиковую упаковку своей продукции пригодной для многоразового применения и вторичной переработки.

«Для решения проблемы загрязнения океана пластиковыми отходами необходимо работать над системными решениями, прежде всего предотвратить попадание пластика в водные пути. Мы надеемся, что наше недавнее обязательство подвигнет и наших коллег по индустрии сделать коллективный шаг на пути к переработке пластиковой упаковки», — заявил глава компании Пол Полман.

По данным ООН, мусор в океане на 80% состоит из пластика. Ежегодно в океан попадает 8 млн тонн материала. Если не остановить поток отходов, к 2050 году вес пластика в океане превысит объемы рыбы. Особую угрозу представляет микропластик — морские животные отравляются материалом, принимая его за планктон. Ежегодно в воде оказывается 51 трлн пластиковых частиц.