Сообразить на многих

Как шеринг стал альтернативой традиционной экономике

Экономика 7 мин на чтение Добавить в закладки
Фото: pixabay.com

Сегодня трудно найти человека, который не знал бы такие компании, как Uber, eBay, BlaBlaCar и Airbnb. Их услуги объединяет понятие «экономика совместного потребления», стремительно врывающееся в нашу жизнь.

Отдельные элементы шеринга (от англ. to share — делиться, совместно использовать) существовали и раньше: библиотеки, секонд-хенды, аренда велосипедов и машин, сдача квартир, объявления «из рук в руки». Но в целом в эпоху индивидуалистического потребления идея совместного пользования не была востребована. Вспомнили о шеринге в связи с экологическими проблемами, возрастающими объемами отходов и увеличивающейся нагрузкой на ресурсы нашей планеты.

Новую концепцию в 2010 году популяризировали Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, авторы книги «Что мое — то твое: рост совместного потребления», впервые введшие данное понятие в активный оборот. Незадолго до выхода работы Ботсман рассказала о новой экономической модели на конференции TED. Весной 2011 года журнал Time назвал «совместное потребление» одной из 10 идей, способных изменить мир.

Дешевое жилье и общение с иностранцем

В 2008 году Брайан Чески, Джо Геббиа и Натан Блехарчик запустили в Сан-Франциско онлайн-сервис для краткосрочной аренды и сдачи жилья Airbnb — тогда AirBed&Breakfast («надувной матрас и завтрак»). Лицо компании Чески — самоучка, он не разбирался в технологиях и в бизнесе, пока не создал сервис. К 2018 году им воспользовались 300 млн человек, доход хозяев жилья составил $41 млрд, выручка самого сервиса — $2,6 млрд, а оценка Airbnb инвесторами — $31 млрд. Причина популярности компании — в том, что аренда, как правило, обходится дешевле отеля. Хозяева квартир и домов проходят верификацию.

В 2012 году сервис пришел и в Россию и быстро завоевал здесь популярность. РФ в прошлом году вошла в топ-10 стран-пользователей Airbnb по въездному туризму. С мая 2016-го по апрель 2017 года было сдано жилья на $32 млн, а выручка самого сервиса за указанный период, по оценке РБК, могла достигать $6,4 млн. Ожидается, что через Airbnb к 2025 году будет ежегодно осуществляться до миллиарда бронирований ночей.

У компании в России появился конкурент — Tvil.ru. В 2017 году там было зарегистрировано более 50 тысяч квартир и отелей.

Основатель Airbnb Брайан Чески
Основатель Airbnb Брайан Чески
Фото: архив пресс-службы компании Airbnb

Вместе на одном автомобиле

Карпулинг (от англ. pool — группа), также известный как райдшеринг (ride и to share — «поездка» и «делиться»), — совместное использование частного автомобиля благодаря сервисам поиска попутчиков. Самый известный пример — BlaBlaCar. Компанию основали в 2006 году французы Николя Брюссон и Фредерик Маззелла. Проект набрал популярность во время забастовки работников общественного транспорта в 2007 году и начал активно распространяться по миру.

В 2014 году компания начала работу в России, выкупив похожий сервис «Подорожники», основатель которого, Алексей Лазоренко, возглавил BlaBlaCar в РФ и Украине (в этом году гендиректором стала Ирина Рейдер). Недавно компания поделилась своими достижениями в России: 60 миллионов попутчиков в 2018 году. BlaBlaCar прижился из-за возможности экономить на переездах, особенно на большие расстояния. Сервис собирается монетизировать бизнес через платные функции.

«Когда едешь между городами в машине, проводишь с человеком по 3–4 часа или даже больше. За это время можно получить очень ценную информацию о людях», — говорит операционный директор BlaBlaCar Николя Брюссон, подчеркивающий образовательную ценность идеи.

Фото: pixabay.com

Автомобиль на час

Каршеринг — это поминутная или почасовая аренда машины. Впервые в Европе такой сервис появился в Швейцарии в 1948 году. Попытки создания подобной услуги предпринимали в начале 1970-х, чему способствовал нефтяной кризис 1973 года, однако активное развитие каршеринга стартовало в 1980-е годы. Ключевыми факторами, предопределившими бум отрасли, стали появление GPS-навигации в 90-е и смартфонов в «нулевых». Мобильные приложения предельно упростили процесс. От водителя требуются только права и опыт вождения.

В России каршеринг появился в 2012 году — его первым оператором стал Anytime. Но за шесть лет этот вид услуг, почти полностью за счет Москвы, набрал в РФ обороты, несравнимые ни с одной другой страной мира, пишет Forbes. Сейчас в столице действует 15 таких сервисов, объединенных знакомым оранжевым логотипом «Московский каршеринг». Это упомянутый Anytime и его конкуренты — «Делимобиль», Youdrive, Rentmeе, Car5, BelkaCar, «Яндекс.Драйв» и другие.

В Москве сконцентрировано около 85% российского автопарка каршеринга. С начала 2018 года пользователи совершили около 12 миллионов поездок — этот показатель в два раза превысил 2017 год. Лучшие перспективы у «Яндекс.Драйв». В августе на его счету было 42% ежедневных поездок в Москве. У «Делимобиля» и BelkaCar 23 и 20% машин, а автопарк BelkaCar за полтора года вырос со 100 до почти 1800 автомобилей.

С 2006 по 2014 годы число авто каршеринга в мире увеличилось восьмикратно. Московский автопарк вырастет втрое — до 30 тысяч машин — к 2025 году, обещают аналитики PwC. Фактор дороговизны покупки нового автомобиля, считают эксперты, обеспечит более активное развитие каршеринга за пределами столицы.

Фото: pixabay.com

Общество совместного потребления. Версия 3.0

К сервисам, работающим по принципу шеринг-экономики, можно отнести Uber и «Яндекс.Такси», через которые можно заказать такси у частных перевозчиков и водителей по умеренным тарифам. «Автомобиль — одна из самых дорогих покупок в жизни человека, уступает только жилью. Но это также один из наименее эффективных активов. Он используется только 4% времени, а 96% времени просто стоит. Есть поговорка: «Зачем покупать электродрель, если на самом деле тебе нужна лишь дырка в стене?» — говорит директор по корпоративным коммуникациям Uber в СНГ Александр Костиков.

На платформе eBay приобретают с аукциона б/у-вещи. По схожему принципу работают российские сервисы Avito и «Юла». На июль 2017 года число их пользователей составляло 65 млн и 16,6 млн, соответственно. Через сервис SnapGoods или его аналоги Neighborrow и Return My Pants можно одолжить что угодно — одежду, дрель, молоток, книгу, соковыжималку. Spinlister предназначен для аренды велосипедов. На российском сайте YouDo вы можете нанять мастера для бытовых или бизнес-задач. Сервис Skillshare предназначен для обучения творческим профессиям и навыкам — обработке фотографии, каллиграфии, графике, художественной съемке. Платформа 3D Hubs позволяет отправлять эскизы на 3D-печать по всему миру. В Великобритании есть сервис ZOPA, где с 2005 года можно брать деньги в долг у частных лиц.

Развитие шеринг-экономики подарило нам неологизм «уберизация», предполагающий рост числа пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг. Это позволяет минимизировать количество посредников при заказе и сократить эксплуатационные издержки.

Автор: Елена Матвеева
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl/Cmd+Enter