Частицы, образующиеся при истирании автопокрышек и синтетических тканей, составляют до 30% всего объема пластика, попадающего в Мировой океан
Международный союз охраны природы (International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN) признал микропластик главным загрязнителем океана и обнаружил, что большая его часть является продуктом износа синтетической одежды и истирания автомобильных шин. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте организации.
Союз исследовал данные из семи географических регионов, чтобы узнать, какое количество из 9,5 млн тонн пластиковых отходов, ежегодно попадающих в океан, приходится на первичный микропластик (частицы меньше 5 мм). Специалисты обнаружили, что в разных регионах эта цифра колеблется от 15% до 30%.
«Микропластик находится в море повсюду и попадает в пищевую цепочку. Давайте закроем этот пластиковый кран», — заявил BBC замдиректора морской программы IUCN Франсуа Симар.
Микропластик широко используется как абразив в бытовой химии и косметической промышленности, а также образуется при истирании шин из синтетического каучука и износе синтетического текстиля. Ученые обнаружили его даже в прибрежных водах Антарктиды. В Северной Америке микропластик как загрязнитель даже преобладает над крупным пластиковым мусором.
«Результаты исследования по-настоящему заставляют открыть глаза, — сказала генеральный директор организации Ингер Андресен. — Наша повседневная деятельность, такая как мытье посуды и езда на автомобилях, загрязняет Мировой океан и провоцирует нежелательные последствия для биоразнообразия и здоровья человека».
Ранее группа ученых из Токийского университета сельского хозяйства и технологий во главе с профессором Хидешиге Такадой (Hideshige Takada) обнаружила, что в морском микропластике в высокой концентрации содержатся полихлорированные дифенилы. Эти вещества являются стойкими органическими загрязнителями и были запрещены в 1970-х годах, так как считаются потенциальной причиной раковых и кожных заболеваний.
Производители косметики уже отреагировали на общественный протест и стали изымать микропластик из своей продукции, но пока неизвестно, как решить проблему микропластика в шинах и одежде. По словам менеджера проектов по защите морей Жоао де Соузы, решение потребует изменений в дизайне продукции, в устройстве инфраструктуры и поведении потребителей.
Например, изготовление тканей можно продумать таким образом, чтобы они теряли меньше волокон, а среди населения можно поощрять покупку одежды из натурального текстиля.
В настоящее время правительства и бизнес решают смежную задачу — по снижению загрязнения окружающей среды пластиковыми пакетами. Первой страной, которая ввела налог на полиэтиленовые пакеты, стала Ирландия. Это произошло в 2002 году, и почти сразу использование пакетов упало на 90%. Доходы от налога были направлены в специальный фонд окружающей среды.
В 2011 году закон, запрещающий распространение одноразовых пакетов, ввели в Уэльсе, в 2013 году — в Северной Ирландии, в 2014 году — в Шотландии, наконец, в октябре прошлого года — в Англии. Кроме того, подобный налог с 2011 года действует в Италии, а недавно пластиковые пакеты были полностью запрещены в Калифорнии — за это проголосовали жители штата.