Все, что вы боялись спросить о... бодипозитиве

Идеи бодипозитива становятся все популярнее: на обложках глянцевых журналов теперь можно увидеть моделей с разными формами, знаменитости участвуют в фотосессиях без макияжа и ретуши, а во Франции закон обязывает сопровождать коммерческие фотографии, подвергшиеся обработке, соответствующим предупреждением. Само движение при этом вызывает много вопросов и сомнений: его осуждают за пропаганду нездорового образа жизни, приравнивают к радикальному феминизму, считают оправданием для полных людей, которые ленятся заниматься собой. Какие идеи и ценности лежат в основе движения и что значит быть бодипозитивным, разбирается +1.

Иллюстратор: Стефания Шумцова

Бодипозитив — для толстых людей?

Борьба с дискриминацией полных людей — важная часть бодипозитива. Полные люди действительно часто встречают неприятие и осуждение: их проблемы со здоровьем принято списывать на вес, взрослые с «лишним» весом часто сталкиваются с дискриминацией на рабочем месте, а дети — с травлей в школе.

Однако сводить бодипозитив к принятию полноты неверно, его идеи — шире.

Это борьба с дискриминацией по внешности вообще и отрицание ее единственной социально приемлемой нормы

Осуждение худобы противоречит идеям бодипозитива, как и осуждение полноты. «Все тела одинаково хороши» — один из пяти аспектов бодипозитива, и это не только про вес, но и про наличие или отсутствие волос на теле, цвет кожи, особенности пигментации, акне, целлюлит и растяжки, физические недостатки и возможности здоровья.

Бодипозитив — это про феминисток с небритыми подмышками?

Идеи бодипозитива отвечают ценностям феминизма. Женскую красоту в патриархальной культуре оценивают с точки зрения сексуальной привлекательности для мужчины. К женщине предъявляют гораздо больше требований: по сути, красота становится ее работой и требует вложения немалых временных и финансовых ресурсов (то, что писательница Наоми Вульф в своей книге «Миф о красоте» называет «профессиональной квалификацией красоты»). Небритые подмышки — проявление борьбы с навязанными стандартами, в соответствии с которыми женщина должна скрывать волосы на теле, как нечто грязное и постыдное.

Идеалы красоты навязываются и женщинам, и мужчинам, но порождает их во многом патриархальная система ценностей. Так, мужчине в ней предписывается быть физически сильным, а женщине — хрупкой и слабой. Следуя этим стереотипам, мужчины стремятся быть крупнее, а женщины — стройнее.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Тысяча картинок есть уже про это, но пускай будет тысяча первая. Начался сезон ПОДГОТОВКИ К ЛЕТУ и эта реклама лезет на меня изо всех щелей. Поэтому вот мой быстрый онлайн мастер-класс без смс и регистрации. #катины_картинки #любоетелопляжное

Публикация от Катя Вдруг (@katya.vdrug)

Но ведь быть худым и спортивным — значит быть здоровым?

Неприятие полноты часто оправдывают заботой о здоровье, а фэтшейминг (действия или высказывания, которые унижают, высмеивают или оскорбляют человека или группу людей за полноту, — прим. +1) — попытками мотивировать человека заниматься спортом. На деле вес, физическая активность и здоровье не всегда имеют прямую взаимосвязь. Занятия спортом не обязательно ведут к снижению веса. Индекс массы тела (ИМТ), основанный на соотношении роста и веса человека, очень неточный показатель. Он не учитывает такие факторы, как соотношение жировой и мышечной ткани, плотность костной ткани, общую конституцию тела, расовую и половую принадлежность. Так, 84% мужчин с излишним весом по классификации ИМТ имеют здоровый метаболизм.

Попытки соответствовать стандартам красоты, наоборот, могут навредить как физическому, так и психическому здоровью. Например, это важный (хотя и не единственный) фактор развития пищевых расстройств. Связанные с диетами и процессом похудения разочарование и снижение самооценки могут привести к появлению тревожно-депрессивных симптомов. Однако достигнут ли эти проявления степени выраженности расстройства, определяют генетический профиль и история жизни конкретного человека.

Иллюстратор: Стефания Шумцова

Те, у кого не идеальная внешность с картинки, просто ленятся работать над собой?

В современной диетической культуре распространено убеждение, что «неидеальная» фигура — следствие недостаточной работы над собой. Вот что говорит об этом клинический психолог Юлия Лапина в своей книге «Тело, еда, секс и тревога. Что беспокоит современную женщину»: «Диетическая культура основана на идеологии, что быть худым — это с моральной точки зрения хорошо, а быть толстым — плохо. Если ты полный — это твой личный провал, означающий, что ты не следишь за собой, что ты ленив и наверняка болен. А если ты стройный — значит ты здоров, у тебя высокий уровень самодисциплины, ты организованный, надежный человек, заслуживающий доверия».

Обвинять людей в недостаточной работе над своей внешностью неправильно по многим причинам. Во-первых, идеальных тел, изображенных на страницах журналов, в рекламе и соцсетях, не существует в реальности. Отсутствие пор, идеально упругая и гладкая кожа, нереалистичные пропорции тела — это результат ретуширования, против которого сегодня выступают многие знаменитости. Во-вторых, чтобы соответствовать жестким стандартам красоты, нужно много временных и финансовых ресурсов, которые есть далеко не у всех. Наконец, на конституцию тела могут влиять генетика, образ жизни матери во время беременности, способ родоразрешения, состояние здоровья, прием медикаментов и множество других факторов.

Иллюстратор: Стефания Шумцова

Как красивые картинки могут повлиять на восприятие своего тела?

Ежедневно люди видят изображения других людей, внешность которых чаще всего не похожа на их собственную. Разница между реальными женщинами и их репрезентацией в медиа только растет. И хотя нереалистично отретушированные фотографии все чаще подвергаются критике, а в некоторых странах этот вопрос поднимается на законодательном уровне, опрос, проведенный исследователями из Уорикского университета в Великобритании, показывает, что четыре из десяти человек не замечают признаков ретуши на фото. Сравнивая свое тело с телами моделей, люди чувствуют себя несчастными.

Примером того, как медиа влияют на восприятие нами своей внешности, может стать исследование, проведенное на Фиджи. Там традиционно красивыми считались полные женщины. Однако когда в стране впервые появилось телевидение, вместе с ним пришли расстройства пищевого поведения и недовольство своим телом. В 1995 году, месяц спустя после появления телевидения, 3% опрошенных девочек сообщили о том, что вызывают у себя рвоту, чтобы похудеть, в 1998 году этот показатель увеличился до 15%, а 69% опрошенных сообщили, что пробовали сидеть на диете. Девочки, которые смотрели телевизор как минимум три раза в неделю, на 50% чаще описывали себя как «слишком толстых и больших» и на 30% чаще садились на диету, чем те, кто смотрел телевизор реже.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

For my latest series, Selfie Harm I photographed teenagers & handed them the image to then edit & filter until they felt the image was ‘social media ready’. People are mimicking their idols, making their eyes bigger, their nose smaller and their skin brighter, and all for social media likes. It’s just another reason why we are living in a world of FOMO, sadness, increased anxiety, and Snapchat dysmorphia. It’s time to acknowledge the damaging effects that social media has on people’s self-image. Thanks to: the incredible individuals that took part in the @Visual.Diet project; Jennifer, Felix, Alessandra, Maisie, Isaac, Seb, Beneditcte, Shereen, Mahalia, Eve, Siena, Tomas, Emma & Georgia. Also, @mimigray_ at @mcsaatchilondon, @marinetanguyart, @gemfletcher, @technicallyron & @justintindall on making this project come to life x PLEASE NOTE The majority of subjects preferred their original image.

Публикация от Rankin Photography (@rankinarchive)

Как бороться с существующими стандартами красоты?

Можно, например, контролировать свою ленту в Instagram и других соцсетях. Просмотр бодипозитивного контента может положительно влиять на восприятие своего тела. 

Чем больше фотографий с нормальным телосложением мы видим, тем спокойнее относимся к внешности других людей

«Существующий рынок не готов заниматься изменением сознания, поэтому нападать на создаваемые им образы — значит тратить силы впустую. Но пусть мы не можем повлиять на сами образы, зато мы можем лишить их силы. Мы можем отвернуться от них, начать смотреть друг на друга и находить альтернативные образы красоты в женской субкультуре», — пишет Наоми Вульф в книге «Миф о красоте». Важно также перестать поддерживать диетическую культуру: пресекать так называемые «толстые разговоры»: не участвовать в обсуждении диет, того, кто на сколько поправился или похудел, какая пища способствует похудению, а какая — «вредна». Исследования показывают, что даже сам факт осуждения культа худобы снижает риск развития пищевых расстройств.

За помощь в подготовке материала благодарим врача-психотерапевта, специалиста в области расстройств пищевого поведения Ирину Махортову.