Социальное предприниматель­ство в регионах России: реализация программы SIA

По статистике, примерно у 80 % бывших детдомовцев судьба складывается неблагополучно: они попадают в места заключения, пытаются покончить жизнь самоубийством, не могут найти работу из-за низкой мотивации к труду и сложностей с организацией времени. Создать семью из-за отсутствия навыков социализации им тоже непросто. С теми же проблемами сталкиваются и подростки с ограниченными возможностями, хотя многие из них очень талантливы. При этом создать возможности и организовать среду для успешной адаптации тех и других к социуму несложно и в большинстве случаев не так уж дорого. Инкубатор стартапов Impact Hub Moscow рассказывает о программе поддержки социального предпринимательства в регионах РФ.

Что такое SIA?

Social Impact Award (SIA) — международная программа по социальному предпринимательству для молодежи, куда входит образовательный онлайн-курс с очными встречами и конкурс идей проектов. В 2017 году она прошла в 18 странах, Россия оказалась лидером по количеству заявок на конкурс. Его финалисты получили возможность бесплатно участвовать в инкубаторе по запуску социально значимых предпринимательских проектов, и к тому же претендовать на главный приз: денежную премию и поездку на международную встречу в Европу.

Кто оператор, и какова польза для регионов?

Оператором программы в России является Impact Hub Moscow. Любой город, желающий реализовать программу SIA, обращается к оператору за разработанной Венским университетом и адаптированной Impact Hub Moscow к российским реалиям инструкцией. На ее основе координаторы SIA из городов-партнеров:

— получают письменную инструкцию по реализации курса и конкурса SIA,

— проходят обучение, подключаясь к вебинарам, которые ведет руководитель SIA из Impact Hub Moscow,

— получают доступ ко всем заявкам участников на онлайн-платформе SIA,

— приезжают на 3х-дневную очную встречу участников инкубатора в Москву в качестве со-модераторов групп и личного знакомства с инкубатором и проектами.

Поскольку в образовательную часть программы входит несколько воркшопов по социальному предпринимательству, координаторы получают доступ и к международной методологии для их корректного проведения.

Кто заказчик программы в регионах?

В 2017 году компания РУСАЛ в очередной раз стала партнером Impact Hub Moscow по реализации программы в четырех городах, где есть ее подразделения: Красноярск, Краснотурьинск, Каменск-Уральский и Новокузнецк.

РУСАЛ уже реализует собственные программы в регионах присутствия (в их числе — Школа социального предпринимательства). Партнерство с SIA дополняет существующие проекты и обеспечивает добавочные преимущества.

Ход программы

Онлайн-курс

На шестинедельный онлайн-курс поступило 950 заявок со всей России, 73 из них — из городов-партнеров (городов присутствия РУСАЛ. — прим. ред.).

Онлайн-курс — своего рода квест, тематика варьируется от выбора идеи до составления бизнес-модели. Участники обязуются выделять четыре часа еженедельно на выполнение заданий, которые помогут шаг за шагом создать социальное предприятие.

Формат онлайн-курса подразумевает задания с короткими видео-инструкциями и «байками» от экспертов, общение в закрытой группе с участниками со всей России, а также поддержку в конкурсной части Social Impact Award.

Воркшопы

Четыре из шести состоявшихся в регионах очных встреч были проведены в формате воркшопов (Impact Labs) по методологии международной SIA.

Impact Lab — воркшоп по разработке проекта, «ядро модели» — его суть. Перед участниками ставится задача проработать, при поддержке экспертов, обязательные элементы социального бизнеса.

А именно: проблему целевой аудитории, ее описание и аргументацию подходящего решения задачи.

Дальше обсуждаются ключевые элементы для реализации проекта, в том числе социальный вклад, инновационность и, собственно, бизнес-модель (финансы, их источники, необходимые деловые контакты и т.д.)

Очные мероприятия городов-партнеров собрали 179 участников. Для России это очень хороший результат, говорит руководитель SIA в России Яна Осипенко: «Если в городе проходит программа SIA — то есть, в наличии координатор, и там организуются мероприятия, — это гораздо сильнее вдохновляет на запуск социального бизнеса, чем онлайн-курс. Что подтверждает статистика: всего на конкурс было подано 132 заявки из самых разных населенных пунктов, исключая Москву и область. При этом почти четверть — тридцать три, — поступили из городов-партнеров.

Любопытно, что качество заявок из городов РУСАЛа тоже оказалось выше. Из 20 финалистов, выбранных жюри для участие в инкубаторе, пять — проекты как раз из городов-партнеров».

Из Новокузнецка в финал вышли три проекта, из Красноярска и Каменска-Уральского — по одному.

В чем преимущества реализации программы SIA в регионах?

Директор Новокузнецкого подразделения Центра социальных программ РУСАЛа Мария Стародубова рассказала: «Реализация совместного проекта дает нашему Центру и Impact Hub Moscow возможности для обмена опытом и объединения ресурсов, что позволит вывести программу развития социального предпринимательства в регионах на новый уровень. Участники Social Impact Award получают уникальный шанс работы над своим проектом с опытными наставниками из других городов. В итоге ребята совсем иначе оценивают масштаб своего бизнеса, видят простор для роста и новые примеры для вдохновения».

«Бонусы» для проектов-финалистов

Инкубационная программа с бесплатным для финалистов участием — это путь от идеи до прототипа за 90 дней.

С проектами работают эксперты Impact Hub Moscow: проводят вебинары, консультируют. В их числе — вице-президент Sela Эдуард Остроброд; предприниматель, со-основатель Moscow Python, CTO Ngenics.ai Михаил Корнеев; автор Start Blog Up (startblogup.com) Варвара Лялягина и другие известные персоны.

«Все больше людей понимают: бессмысленно ждать, пока кто-то придет и сделает мир лучше. И начинают менять мир вокруг сами. Но чтобы эффект был значительным, мало собственных усилий: нужно строить работающую устойчивую структуру. И мне кажется правильным помогать появляться и расти подобным компаниям», —делится мнением Михаил Корнеев.

Варвара Лялягина рассказала «+1», что если в прошлом году она ставила акцент на том, как сформулировать и как рекламировать свой личный бренд в интернете, то в 2017-м расскажет о продвижении марки с помощью историй: «Мне близка идея благотворительности. Однако не в формате милостыни у метро, а в виде передачи накопленных знаний организациям, которые меняют мир к лучшему. Да, это окольный путь, но я верю в его эффективность».

Проекты финалистов

Студия «BrendeTTo» (будущая мастерская по производству изделий из дерева¸ г. Новокузнецк) собирается приглашать на двухнедельные стажировки подростков из детских домов, чтобы помочь их социализации и экономической интеграции. Планируя обучить в первый же год около 50 ребят.

Социальная проблема, которую решает проект, — экономическая интеграция и социализация выпускников детских домов. По статистике, примерно у восьми из каждых 10 судьба складывается неблагополучно: они попадают в места заключения, пытаются покончить жизнь самоубийством, не могут найти работу. Устроиться на которую им тоже трудно, из-за низкой мотивации к труду и сложностей с организацией своего времени.

Студия лазерной резки дерева «BrendeTTo» как раз и планирует делать упор на постоянную работу с детдомовцами. «Они получат реальный рабочий опыт и навыки, полезные для последующего трудоустройства и взрослой жизни в целом», — говорит со-основатель проекта Екатерина Чернова.

Коворкинговый центр творчества детей и подростков с ОВЗ «ЛюбоДело» в Каменске-Уральском ориентируется на адаптацию и социализацию детей с ограниченными возможностями путем организации инклюзивного пространства. «ЛюбоДело» надеется помочь им обзавестись новыми жизненными навыками и развить творческие способности.

Создатели проекта обратили внимание, что реабилитация таких ребят в большинстве случаев сводится только к обеспечению их физических потребностей. А ведь в одном только Каменске-Уральском более 700 детей состоят на официальном учете по инвалидности или имеют статус группы риска.

Центры социального обслуживания граждан, конечно, занимаются трудотерапией и социальной реабилитацией людей с ограниченными возможностями. Но основные их клиенты — подростки старше 18 лет и взрослые. Дети же «выпадают» из целевой аудитории, лишаясь возможности попробовать себя в каком-то деле.

Родителям тоже недостает информации, навыков, знаний и положительных примеров, чтобы дать своим особым чадам шанс полностью реализовать свои возможности. В результате чаще всего во взрослую жизнь выходит не приспособленный к жизни человек, который, оставшись наедине с проблемами, способен только с головой уйти в интернет.

До конца 2017 года в новом проекте смогут принять участие 10-15 человек. Это немного, но «обкатанную» методику реально масштабировать на другие сферы предпринимательской деятельности.

Мастерская «ЛюбоДело» хочет создать коворкинговое пространства, где дети и подростки с ограниченными возможностями смогут попробовать разные виды деятельности и выбрать для себя то, что по душе. В городе уже подобралась целая команда социальных предпринимателей, готовых предоставить коворкингу свои мастерские. Более того: согласны адаптировать площадки. В их числе — студии «Золотые руки», «Художественная мастерская», «Швейное дело», «Бумага». Обсуждаются варианты мастер-классов по направлениям: работа с глиной, кожей, воском, деревом, металлом; свечное дело, занятость на кухне и т.д.

Важно, что при таком подходе дети с ОВЗ смогут находиться в одном коллективе со здоровыми; у них появятся общие интересы. Они научатся самостоятельно планировать, а позже и реализовывать свои планы, обретая ценнейший социальный опыт.

Центр грудничкового плавания «Осьминожка» в Шарыпово (Красноярский край) будет заниматься гидрореабилитацией детей в возрасте от двух месяцев до трех лет.

По статистике, 60 % новорожденных появляются на свет с врожденными патологиями, в том числе ДЦП, кривошея, деформация нижних конечностей и т.д. Все это успешно исправляется плаванием, но в 80 % случаях коррекцию следует провести в возрасте до года.

Шарыпово — молодой и развивающийся город с населением чуть менее 50 тысяч человек. Из них 2020 — как раз дети в возрасте до трех лет. Спортивных секций, кружков, клубов и игровых зон для подрастающего поколения тут достаточно, а вот лечебно-реабилитационных, тем более для таких малышей, нет. Мамочки с детьми могут обратиться по вопросу их развития лишь в детскую поликлинику, либо в крайнем случае в отделение реабилитации Комплексного центра социального обслуживания населения.

Так что Центр грудничкового плавания очень актуален. Согласно бизнес-модели, стоимость разового занятия в специально приспособленном для этого бассейне составит от 350 до 700 рублей, с учетом степени вовлеченности инструктора. Ежедневно им смогут воспользоваться 16 семей. По предварительным подсчетам, за месяц Центр способен провести 416 занятий.

Проект уже получил поддержку администрации города в виде субсидии на начало предпринимательской деятельности. Власти согласились возместить расходы на самое необходимое в объеме 500 тысяч рублей, а также помочь очень быстро оформить в собственность нежилое помещение, приобретаемое по аукциону у муниципалитета.

В финал программы SIA прошлых лет вошли проекты и из других городов России. В 2016 году победителем стал проект «Вятка без мусора» (г. Киров). Специальный приз от Impact Hub получил Teddy Food — cамарский сервис, где пользователи помогают бездомным собакам и кошкам из приютов по всей стране в режиме реального времени. Проект создает мобильное приложение, подключает новые приюты (в том числе зарубежные), и рассчитывает привлечь 50 000 пользователей, которые окажут помощь животным благодаря кампании на kickstarter.com.

Любопытно, что уже сейчас на акции по сбору вторсырья от «Вятка без мусора» приходят каждый раз в среднем 1000 человек. А благодаря Teddy Food за год оказана помощь 270 питомцам, и еще около 100 животных обрели новых хозяев.

Команда Impact Hub Moscow надеется, что проекты-финалисты из городов присутствия компании РУСАЛ станут развиваться еще быстрее.