Промышленное оздоровление еды

Как массовые производители улучшают рецептуру своих продуктов

Фото: gingerbreadca

Мировые компании—производители продуктов питания, предметов гигиены и индивидуального пользования изменили состав более 180 тыс. различных товаров, чтобы приблизить их к стандартам здорового питания и образа жизни, говорится в докладе The Consumer Goods Forum (CGF) и аудиторской фирмы Deloitte. Пока основная стратегия компаний — исключение из состава продуктов вредных веществ, а у 70% компаний «здоровая» продукция составляет менее 20% объема производства.

Доклад CGF и Deloitte является мониторингом выполнения участниками CGF обязательств в сфере здоровья и благополучия потребителей. Форум объединяет более 400 генеральных директоров и топ-менеджеров предприятий, в том числе Unilever, Coca-Cola, Walmart, Nestle, Lotte и Kellog’s. В 2017 году опрос GCF, на базе которого сделано исследование, стал на 30% представительнее — в нем участвовали более 100 компаний. Резолюции CGF требуют от компаний—участниц форума предлагать покупателям более «здоровые» товары и информировать потребителей об их составе и энергетической ценности, даже если таких требований нет в законодательстве стран, где продаются эти товары. По данным CGF, 77% компаний, принявших участие в опросе в 2017 году, работают над выполнением хотя бы одной резолюции из этой области, а 54% компаний стараются следовать всем решениям CGF. В частности, с 2016 года предприятия должны раскрывать состав выпускаемой продукции, а к 2018 году — отказаться от рекламы не соответствующих стандартам здорового питания продуктов аудитории младше 12 лет.

По данным доклада, требования к выпуску новых, более здоровых с точки зрения диетологов продуктов и изменению состава брендовых товаров — наиболее успешно выполняемые решения CGF: о соответствии новой продукции целям здорового питания и образа жизни сообщили 97% опрошенных компаний. Число таких товаров за год выросло с 84 тыс. до 180 тыс. Впрочем, это лишь небольшая доля товаров, выпускаемых участниками опроса: у 70% компаний «здоровая» продукция составляет менее 20% объема производства, еще у 27% — от 21% до 60%. Оздоровление же ассортимента чаще происходит за счет исключения из состава продуктов вредных веществ, чем за счет добавки полезных. В 67% случаев речь идет об отказе производителей от использования в рецептуре соды, в 63% — о снижении содержания сахара, уменьшают или отказываются от использования насыщенных и трансжиров 50% компаний. В 25% случаев в состав продуктов добавили цельные зерна, в 20% — витамины и еще в 6% — полинасыщенные жирные кислоты Омега-3. Эти меры частично соответствуют рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сократить в составе продуктов долю сахара и соли, уменьшить использование насыщенных жиров и соды и отказаться от трансжиров.

«К настоящему времени 34% нашего ассортимента пищевой продукции соответствует высочайшим мировым стандартам, в России этот показатель составил 33%. 82% наших спредов содержит не более 33% насыщенных жиров и по 67% полезных ненасыщенных жиров. В России это относится к 100% ассортимента спредов. 91% нашего непорционного мороженого в контейнерах содержит 250 ккал или менее на порцию, в России — 93%. На упаковке 96% (95% в России) нашего ассортимента пищевой продукции содержится подробная информация о пищевых свойствах продукта. В 60% нашего ассортимента пищевой продукции (93% в России) уровень содержания соли составляет 5 г и менее на дневную порцию».

Кети Тавдишвили, пресс-секретарь Unilever в России

Новый подход к производству продуктов ставит компании перед выбором: менять рецептуру, сохраняя привычные для потребителя вкусовые свойства, или убеждать покупателей в привлекательности новых качеств товара. Правильное преподнесение новшеств становится одной из главных задач маркетологов — что отвечает тренду, заданному главами государств и правительств в рамках Генассамблеи ООН в сентябре 2011 года, где была сформулирована необходимость поощрять население к использованию продуктов, соответствующих более здоровой диете. Встреча была посвящена проблеме борьбы с неинфекционными заболеваниями, такими как диабет второго типа, сердечно-сосудистые болезни и некоторые виды рака — главным фактором в распространении которых признано несбалансированное питание. Власти стран—участниц встречи согласились с необходимостью повышать доступность здорового питания и подробных данных о составе продуктов для населения — и рекомендовали частным производителям взять на себя аналогичные обязательства. Два года спустя генсекретарь ООН в записке к докладу главы ВОЗ о борьбе с неинфекционными заболеваниями отметил соответствующие добровольные усилия бизнеса — однако речь идет в основном о развитых странах, во всяком случае если говорить о массовом потреблении. Впрочем, в США производители сахара и подсластителей уже рассматривают нынешний тренд на уменьшение содержания углеводов в пищевых продуктах как серьезную угрозу отрасли.