Образование в интересах устойчивого развития: 30 лет спустя

Все больше стран признают образование в интересах устойчивого развития неотъемлемым элементом качественного образования и ключевым фактором для самого устойчивого развития. В России внимание этой теме уделялось лишь на бумаге, поэтому до сих пор существуют проблемы как в реализации, так и в понимании самого явления.

Фото: ceimagazine.ceinorme.it

Чем образование в интересах устойчивого развития отличается от экологического

Термин «устойчивое развитие» был введен 30 лет назад в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Официально он был признан на международном уровне в 1992 году. Основной документ, принятый в это время — «Повестка дня на 21 век», — указывает на важность переориентации систем образования для содействия устойчивому развитию и повышения осведомленности населения о проблемах мира. Тем не менее, современное понимание образования в данном направлении сформировалось позже, и оно включает в себя сразу три составляющие — экологическую, социальную и экономическую, — в равной степени. Современное определение от ЮНЕСКО звучит так:

Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) — это образование, которое делает возможными социальные преобразования, необходимые для создания более социально справедливых обществ и достижения устойчивого развития.

Международное сообщество начало активную работу по ОУР только в 2000-х годах. Прежде такими вопросами занимались экологические некоммерческие организации. По той же причине во многих странах, включая Россию, существует заблуждение, что ОУР и экологическое образование — одно и то же. ЮНЕСКО в своих публикациях подчеркивает, что это разные понятия. Отдавая, тем не менее, должное экологическому образованию и роли тех, кто развивал и поддерживал ОУР после 1992 года.

Экологическое образование — только одна из трех частей ОУР, наряду с социальным и экономическим. Образование в интересах устойчивого развития обширно, и включает в себя такие аспекты, как планирование и разработка политических решений, реализация программ развития, финансы, преподавание, администрирование и т.д. Причем теоретики разделяют ОУР на два типа. В первом случае это — образование об устойчивом развитии, когда учащиеся изучают непосредственно его концепцию и принципы. Во втором — образование для устойчивого развития, когда речь идет о наработке навыков, необходимых для его достижения. Например, системного и критического мышления, помогающего рассматривать экономические, экологические, социальные и культурные аспекты в совокупности; умений устанавливать партнерские отношения, налаживать диалог, участвовать в принятии решений, понимать права и возможности человека и расширять их.

«Неделя ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие»: роль образования

В марте 2017 года при поддержке Канадской комиссии по делам ЮНЕСКО в Оттаве собралось более 400 экспертов и специалистов из государственного, неправительственного и частного секторов и 50 представителей молодежи со всех регионов мира. Их сплотила «Неделя ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие: роль образования». В 2013 году ЮНЕСКО одобрила Глобальную программу действий по просвещению в интересах устойчивого развития, которая направлена на наращивание масштабов конкретных действий в области ОУР.

Участники «Недели ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие». Оттава (Канада), март 2017.
Участники «Недели ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие». Оттава (Канада), март 2017.

«Неделя ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие» отметила середину данной пятилетней программы. Мероприятие объединило под одним флагом форум Глобальной программы действий ЮНЕСКО и форум ЮНЕСКО по образованию в области глобальной гражданственности.

Важно отметить, что с 2015 года ОУР четко обозначено в последнем международном документе по устойчивому образованию — «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Он включает 17 целей устойчивого развития. Одна из них — обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни. Также в документе под этой целью обозначена задача по обеспечению к 2030 году учащихся знаниями и навыками, необходимыми для содействия устойчивому развитию. В частности, путем освещения таких тем, как устойчивый образ жизни, права человека, гендерное равенство, пропаганда культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия.

Правительство России, как и 192 других стран, приняли данную повестку. При этом на Неделе ЮНЕСКО российская сторона была представлена лишь одной неправительственной организацией — Открытой школой устойчивого развития (по приглашению от ЮНЕСКО). Пока Россия отстает от международного сообщества по вопросам развития и внедрения ОУР, что заметно по вовлеченности российских организаций и инициатив в международный диалог по этим вопросам. Что особенно наглядно показано на карте Глобальной программы действий ЮНЕСКО, где отмечено ни одной организации в России, которая бы занималась вопросами ОУР. Хотя это не означает, что их вовсе нет.

Инициативы Глобальной программы действий ЮНЕСКО (2017)
Инициативы Глобальной программы действий ЮНЕСКО (2017)

Россия и образование в интересах устойчивого развития

В 2017 году в России вышли поручения президента правительству, в которых говорится «о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития (...)». Надежд на их реализацию немного. Несмотря на активное участие российских НКО в создании Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (2005), принятой наряду с другими международными документами (Ханты-Мансийская декларация 2009 года), их практического воплощения мы до сих пор не видим. Притом в многочисленных отчетах по реализации ОУР зачастую налицо отсутствие понимания различий между ОУР и экологическим образованием. Однако и с экологическим образованием не все благополучно, как отмечает руководитель фонда «Эра» Татьяна Честина. Хотя у нас и было несколько поручений по становлению экологического образования, а также подписаны декларации (Тбилисская декларация 1977 года, Гамбургская декларация 1997 года).

В настоящее время предмет устойчивого развития преподается на некоторых факультетах международных отношений, и для таких специальностей, как «Экология и природопользование». Что еще раз подтверждает доминирование экологического направления. Но даже в такой ситуации уровень подачи информации может сильно варьироваться в зависимости от заинтересованности преподавателя. Концепция эволюционирует, каждый год принимаются новые международные соглашения, выходит много научных докладов по данной тематике, внедряются инновационные подходы. Не каждый преподаватель способен отследить все эти процессы в условиях современного состояния высшей школы.

Причем образование в интересах устойчивого развития не должно ограничиваться уровнем вузов. Особенно важным является обучение тех, кто уже получил диплом и теперь занимает ключевые посты. Нередко представители государственных органов оперируют словосочетанием «устойчивое развитие», не вполне понимая, что за ним стоит. Именно поэтому необходимо создавать образовательную систему, которая могла бы как научить навыкам ОУР, так и проинформировать о последних тенденциях в этой области.

Большую роль в продвижении ОУР играют некоммерческие и негосударственные институты. Среди них:

— Центр устойчивого развития бизнеса в Московской школе управления СКОЛКОВО;

— Центр экологической политики и культуры (Москва);

— Институт стратегии устойчивого развития (Санкт-Петербург);

— Российское отделение сети по поиску решений в целях устойчивого развития (SDSN), недавно начавшее свое развитие при РАНХиГС;

— Открытая школа устойчивого развития и другие.

При этом, Открытая школа создает все свои материалы усилиями волонтеров, неравнодушных к данной теме. Так, энтузиазм ее команд и бесплатной платформы Степик привел к созданию онлайн-курса «Устойчивое развитие — стратегия планеты Земля», запущенного в марте 2017 года. Курс получает положительные отзывы, многие из которых сводятся к мнению о необходимости введения подобного курса в вузах для учащихся всех направлений. Это уже реализуется в некоторых университетах Западной Европы.

Слева направо: Неля Рахимова (руководитель Открытой школы устойчивого развития) Розалин Маккиоэн (председатель ЮНЕСКО по переориентации педагогического образования для решения проблем устойчивого развития), Мириан Вилела (исполнительный директор международного центра Хартии Земли).
Слева направо: Неля Рахимова (руководитель Открытой школы устойчивого развития) Розалин Маккиоэн (председатель ЮНЕСКО по переориентации педагогического образования для решения проблем устойчивого развития), Мириан Вилела (исполнительный директор международного центра Хартии Земли).

Подобные примеры внедрения ОУР становятся ярким дополнением добровольных национальных обзоров по достижению Повестки 2030 на политическом форуме высокого уровня, который с 2016 года ежегодно проходит в секретариате ООН в Нью-Йорке. Россия также должна предоставить такой обзор до 2030 года. Развитие и внедрение ОУР в нашей стране стало бы важным достижением. Первыми шагами к нему могут быть:

  • создание рабочей группы при министерстве образования и рассмотрение возможности внедрения предмета «устойчивое развитие» в федеральные образовательные программы;
  • более тесное сотрудничество Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО с подразделениями этой организации, работающими по ОУР;
  • привлечение российских НКО на международные мероприятия по данной теме;
  • поддержка существующих инициатив по продвижению и реализации ОУР в России.
    Автор: Автор: Неля Рахимова, создатель и руководитель «Открытой школы устойчивого развития»