Социальное предпринимательство

Социальное предпринимательство (social entrepreneurship) — это бизнес, нацеленный на решение социальных, культурных или экологических проблем. Его отличие от благотворительности заключается в ориентированности на прибыль, а от классического предпринимательства — в том, что прибыль служит инструментом для достижения социальных и культурных целей, для получения «социальной отдачи».

История социального предпринимательства

Корни явления можно отыскать еще в XIII веке, в деятельности ордена францисканцев и других нищенствующих монашеских орденов.

Историческими прообразами современного социального предпринимательства можно назвать деятельность Флоренс Найтингейл (основательница первого училища для медсестер), Роберта Оуэна (основатель кооперативного движения) или Иоанна Кронштадтского (основатель домов трудолюбия, в которых любой нуждающийся мог получить работу и приют).

Термин «социальное предпринимательство» стал появляться в 1960–70-х годах в англоязычных экономических работах, посвященных теме социальных изменений. Широко популяризировал это явление в его современном виде американский бизнес-консультант Билл Дрейтон в восьмидесятые. В 1980 году он основал фонд Ashoka («Ашока») — первую организацию по поиску и поддержке социальных предпринимателей по всему миру.

Как устроено социальное предпринимательство

Организационно социальный бизнес — это обычное коммерческое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Деятельность заключается в предоставлении товаров и услуг в социально значимых сферах — например, производство средств реабилитации для инвалидов или создание образовательных программ для пенсионеров. Тут все ограничено лишь фантазией и предприимчивостью авторов бизнес-идеи.

На социальном бизнесе лежит важная для общества функция — он создает рабочие места для социально незащищенных групп населения: пенсионеров, людей с инвалидностью, выпускников детских домов, матерей-одиночек.

Социальное предпринимательство получает государственные льготы и поддерживается со стороны различных фондов или социально ответственных корпораций.

Социальное предпринимательство в России

Понятие «социальное предпринимательство» закреплено на законодательном уровне. Согласно 245-ФЗ от 26 июля 2019 года, под этим термином понимается «предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества». А «субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства», называется «социальным предприятием».

Тем же законом предусмотрено оказание поддержки со стороны государственных органов за счет бюджетных ассигнований. Для учета и поддержки социальных предприятий власти субъектов РФ вносят их в специальные региональные реестры.

Переписывают российских социальных предпринимателей и частные фонды. Например, существует каталог «Социальное предпринимательство России». Он ведется Фондом развития медиапроектов и социальных программ Gladway с 2014 года. Его задачи — поиск и распространение наиболее успешных практик, создание условий для поддержки и продвижения проектов социальных предпринимателей.