Цель 4: «Качественное образование» (Goal 4: Quality Education) — одна из 17 целей в области устойчивого развития, установленных ООН на период до 2030 года. Полное название: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» (Ensure inclusive and equitable quality education and promote lifelong learning opportunities for all).
К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики получали бесплатное, равноправное и качественное начальное и среднее образование.
К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования.
К 2030 году обеспечить для всех женщин и мужчин равный доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию, в том числе университетскому.
К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально-техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью.
К 2030 году ликвидировать гендерное неравенство в сфере образования и обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для уязвимых групп населения, в том числе людей с инвалидностью, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении.
К 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.
К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия, гражданства мира, осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие.
Качественное образование является основой для улучшения жизненных условий жизни и обеспечения устойчивого развития. При этом во всем мире около 265 млн детей и молодых людей не охвачены школьным образованием, что равнозначно четверти населения Европы.
К основным причинам, препятствующим обеспечению образования, относят отсутствие квалифицированных преподавателей и доступа к адекватным учебным заведениям. Для исправления ситуации необходимы инвестиции в предоставление стипендий для сельских школьников, повышение квалификации преподавателей, строительство современных учебных заведений, улучшение водоснабжения и электрификации школ.
В число не охваченных школьным образованием входят 61 млн детей младшего школьного возраста (6–11 лет), порядка 60 млн детей возраста начальных классов средней школы (12–14 лет) и 142 млн молодежи возраста старших классов (15–17 лет).
Наиболее серьезно отстают в охвате образованием страны Африки к югу от Сахары: в этом регионе школу не посещают более одной пятой детей от шести до 11 лет, треть детей от 12 до 14 лет и почти 60% молодежи от 15 до 17 лет.
Более половины всех детей, не посещающих школу, проживают в районах, пострадавших в результате вооруженных конфликтов: 35% или 22 млн детей от шести до 11 лет, 25% или 15 млн детей от 12 до 14 лет и 18% или 26 млн молодежи от 15 до 17 лет.
Молодые люди от 15 до 17 лет в четыре раза чаще не получают школьного образования, чем дети от шести до 11 лет. У этой проблемы две основные причины. Во-первых, старшие классы обязательны далеко не во всех странах, в отличие от начального и нижнего среднего образования. Во-вторых, в старшем школьном возрасте молодые люди уже вынуждены выбирать работу вместо образования, особенно в развивающихся регионах.
В развивающихся странах доля детей, посещающих начальные классы, достигает 91%, и ООН признает, что в целом в мире прилагаются условия для получения начального образования и мальчиками, и девочками в равной мере. Однако лишь немногие страны добиваются этого на всех уровнях образования, и у девочек до сих пор больше шансов, чем у мальчиков, не попасть в школу: на 10 млн мальчиков младшего школьного возраста, не охваченных школьным образованием, приходится 15 млн девочек. Больше половины этих девочек (9 млн) живут в странах Африки южнее Сахары.
Фактором, серьезно усиливающим гендерное неравенство в охвате образованием, является бедность. В наиболее бедных странах Северной Африки и Западной Азии на 100 мальчиков от 11 до 14 лет, получающих образование, приходится 85 девочек. А среди молодежи от 15 до 17 лет этот разрыв еще значительнее: на 100 юношей приходится только 77 девушек.