Восемь фактов о грамотности и образовании

24 января отмечается Международный день образования, установленный ООН в 2018 году. Обеспечение качественного образования для всех — Цель четвертая в списке 17 ключевых целей устойчивого развития ООН. И как оказалось, одна из самых труднодостижимых, о чем свидетельствуют Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу образования и статистические данные ООН.

Восемь фактов об образовании

  1. Образование — одно из базовых прав, закрепленных в 26-й статье Всеобщей декларации прав человека. Согласно документу, образование должно быть бесплатным, по крайней мере начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным. А государства, подписавшие Конвенцию о правах ребенка, обязались обеспечить общедоступность и высшего образования.
  2. Современная система образования переживает глобальный кризис: в 2015 году 55 % детей и подростков в мире (617 млн человек) не умели ни читать, ни считать.
  3. Доля детей, учащихся в начальной школе, достигает 91 %. Однако эта цифра не слишком оптимистичная: у 64 млн детей младшего школьного возраста нет доступа к образованию.
  4. 34 млн человек, или более половины всех детей младшего школьного возраста, не обеспеченных начальным образованием, живут в странах Африки южнее Сахары. Половина таких детей во всем мире проживает в районах, пострадавших от военных конфликтов.
  5. Показатели других уровней образования еще более удручающие: младшим средним образованием не охвачены 16 % (61 млн) детей, а старшим средним — 36 % (138 млн). Каждый пятый ребенок от шести до 17 лет не ходит в школу, а каждый третий ребенок младшего возраста не получает дошкольного образования.

Дети, не получавшие образование (мировые данные)

Дети, не получавшие образование в 2000–2015 гг.

Страны с самым сильным гендерным неравенством в образовании

  1. Серьезные проблемы существуют с равенством доступа мальчиков и девочек к образованию, причем на всех его уровнях. Примерно треть развивающихся стран не достигли гендерного паритета в сфере начального образования. В Центральной Азии среди детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, на 27 % больше девочек, чем мальчиков.
  2. Самый серьезный гендерный разрыв в обеспечении начальным образованием — в Анголе, Южном Судане и Чаде: там в начальных классах на четырех мальчиков приходится по три девочки. На более высоких уровнях образования степень гендерного неравенства еще сильнее. Так, в Афганистане, Центральноафриканской Республике и Гвинее у мальчиков почти вдвое больше шансов поступить в среднюю школу, чем у девочек.
  3. В мире неграмотными остаются 750 млн взрослых. Почти половина из них — жители Центральной и Южной Азии, более четверти — население стран Африки южнее Сахары. Две трети неграмотных взрослых — женщины.