Своими словами. Чулпан Хаматова

Чулпан Хаматова способна полностью погрузиться в чужую жизнь не только на экране. Когда родители ее подопечных звонят и говорят, что их ребенок уходит, актриса отменяет репетиции и летит в другой город, чтобы попрощаться. Plus-one.ru собрал высказывания Чулпан о том, почему важно научиться говорить о раке, зачем нужны фонды и что человечество упускает в погоне за технологиями.

О своей миссии (из интервью каналу «А поговорить?», 13 июня 2019 года): «Я помню первого ребенка [подопечного фонда], с которым как-то вдруг возникла связь. Это был мальчик, и он очень хотел видеокамеру. У него была РТПХ — реакция трансплантат против хозяина, когда чужой костный мозг не приживается, твой организм отторгает его. Очень она тяжело шла, и он устал. Это самое страшное, что может произойти, когда ребенок сам себе говорит: „Мне надоело, я не буду бороться. Я хочу умереть“. [...] Я побежала, купила ему видеокамеру. И дальше мама стала мне писать и звонить: „Он сел. Он поел. Он пошел“. Я прямо ждала этих сообщений, радовалась ужасно. „Он ходит снимает всех по больнице. Он борется“. [...] А потом он подхватил какую-то инфекцию и умер. Я так злилась! Я просто так злилась. Вот мое старание, вот оно же уже работало! И был такой жуткий момент эгоцентризма добродетели. [...] Мучительная была ломка, но очень полезная, чтобы понять, что это так не работает. И не ты решаешь, и даже, к сожалению, не врачи, иногда и не современная медицина. И вся моя миссия, которая у меня есть, мое дело — это просто делать так, чтобы конкретно этот ребенок, чтобы каждый ребенок, которому нужна была помощь, не остался один».

Фонд «Подари жизнь», одним из учредителей которых стала Чулпан Хаматова, начался с ее знакомства с доктором Галиной Новичковой. Врач рассказала, что часто детей с онкологическими заболеваниями не удается спасти из-за нехватки денег. Тогда вместе со своей подругой, актрисой Диной Корзун Чулпан организовала благотворительный концерт на сцене театра «Современник» с участием Константина Хабенского, Олега Табакова, Юрия Шевчука и других звезд.

О важности системной благотворительности (из интервью «Новой газете», 6 апреля 2020 года): «Думающие фонды стали строить именно систему, они решили не залатывать дыры, а просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Что лучше сделать — истратить деньги на экспериментальное лечение ребенка, где хороший результат — 5%, а 95% — плохой? Или те же самые деньги потратить на раннюю диагностику, чтобы у многих была возможность получить правильный диагноз? Ну то есть можно всем миром собрать немыслимую сумму на кудрявого голубоглазого ребенка. Но можно распределить ее таким образом, чтобы другие дети не нуждались потом в экспериментальном лечении».

Чулпан Хаматова часто лично помогает подопечным своего фонда. В книге «Время колоть лед» она рассказывает журналистке Катерине Гордеевой, что иногда дети, которые приехали на лечение в Москву из других городов, живут у нее дома, а ее дочери ухаживают за ними. В другом интервью актриса рассказала, как отменила репетиции спектакля, чтобы улететь в другой город, где умирал больной раком ребенок.

О табу на тяжелые темы (из интервью изданию «Правмир», 5 июля 2013 года): «...В нашем обществе наблюдается четкая взаимосвязь — табу на разговоры о болезнях, табу на разговоры о благотворительности. И мы живем так, будто у нас нет ни смерти, ни болезни. Но рак — такая болезнь, которую на сегодняшний день ничем невозможно объяснить. Ты можешь вести здоровый образ жизни, тебе может быть три года, ты не куришь, не пьешь, у тебя некурящие, непьющие родители, но болезнь все равно настигает. И о болезни, и о том, как с ней бороться, надо знать. [...] Получается уровень Средневековья, какое-то мистическое отношение к слову „рак“. Люди думают, что его не только нельзя услышать, его даже нельзя прочитать, потому что, как только ты его прочитаешь, сразу заболеешь. [...] Если бы люди понимали, что современная медицина дошла уже до такого уровня, что на ранних стадиях онкологические заболевания лечатся, и что бояться надо не болезни, а собственного страха перед этой болезнью, то ситуация была бы совсем другой».

В одном из недавно вышедших фильмов «Доктор Лиза» Чулпан Хаматова сыграла главу фонда «Справедливая помощь» Елизавету Глинку. Благотворительница погибла в авиакатастрофе над Черным морем в 2016 году. Фильм призван напомнить, что «мы все равны перед страданиями, и однажды каждому из нас может понадобиться помощь», говорит режиссер картины Оксана Карас.

О том, почему благотворительность касается всех (из интервью радио «Эхо Москвы», 11 ноября 2012 года): «...Сейчас делать вид, что у нас нет инвалидов и нет больных людей, нет стариков — ну это путь в никуда, мы просто не сможем так жить, потому что, кроме очень богатых людей, которые могут сами себя обеспечить в сложившейся сложной ситуации, в принципе, ни у кого из нас нет такой возможности остаться один на один с горем, которое так или иначе может проникнуть в нашу жизнь. И для того, чтобы жить в нормальном обществе, среди нормальных людей, мне кажется, прежде всего надо знать, что тебе помогут и тебя не бросят, ты не останешься один разбирать трагедию, в которой ты окажешься. Это взаимосвязанные сосуды».

В апреле 2020 года состоялась премьера телесериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузель Яхиной. Чулпан Хаматова сыграла в сериале главную роль — раскулаченной татарки. Сериал обвиняли в очернении истории и оскорблении чувств верующих. Актриса рассказала, что после выхода экранизации получала проклятья и оскорбления за «нелюбовь к своей родине».

О страхе людей перед историей (из книги «Время колоть лед», октябрь 2018 года): «Я сейчас часто думаю о том, что произошло, когда в Перестройку открыли архивы. Люди радостно их бросились читать? Нет. Они в ужасе отшатнулись. Слишком много страшной правды, перечеркивающей то, во что ты верил, по сути — твою жизнь. Разумеется, для кого-то пересмотр ценностей, ревизия исторического опыта, подлинности событий и многое другое были сродни очищению. Потому что вслед за этим на нас обрушилась свобода выбирать новый путь».

В детстве Чулпан мечтала о собаке, а взрослых оценивала по тому, способны ли они поцеловать пса в нос. Ее мечта сбылась. Актриса признается, что питомец помогает ей совершить большие открытия.

О том, что технологии должны объединять, а не разобщать (из интервью изданию Buro 24/7, 24 апреля 2019 года): «Я до сих пор не могу понять, как можно было придумать интернет, но не придумать переводчик для животных. Почему я до сих пор не могу поговорить со своей собакой? Дети говорят, что я полная идиотка, но меня вполне серьезно это расстраивает. Кажется, что мы идем каким-то неверным путем. Вместо того чтобы на самом деле понять тех, кто живет рядом с нами, мы всю планету разворачиваем в сторону человеческого комфорта. [...] Абсолютное главенство технологий — это эволюционный тупик, в который рано или поздно человечество упрется, если не опомнится. А еще мы так и не научились разговаривать друг с другом. Не научились слышать друг друга и принимать такими, какие мы есть».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Анастасия Кокоурова