6% россиян стали сторонниками чайлдфри за последние 12 лет

Рост добровольного отказа от детей исследователи объясняют неустойчивым рынком труда и нехваткой семейной политики в компаниях.

Сексуальная революция, открытие рынка труда для женщин и борьба с гендерными стереотипами привели к тому, что женщины добровольно стали отказываться от рождения детей. Перспективная карьера, нежелание зависеть от партнера при наличии грудного ребенка или просто боязнь брать на себя ответственность — почему современные молодые пары отказываются от рождения детей?

В России субкультура «чайлдфри» сформировалась только в 2000-х, однако с 2005 по 2017 годы количество женщин и мужчин в стране, которые не хотят заводить детей, выросло до 6%.

Люди добровольно выбирают бездетность, подкрепленную личными мотивами, а не медицинскими показаниями. Первые исследования чайлдфри-семей провела в 80-е годы канадский социолог Джин Виверс. Широкую известность термин получил в 90-е, когда школьная учительница из США Лесли Лафайет создала виртуальное сообщество Childfree Network.

Профессор социологии из Университета Колорадо Марта Гименез в одном из своих исследований говорит о том, что позиция людей-чайлдфри сформировалась во многом благодаря выходу женщин на рынок труда, изменившему представления о гендерных ролях, а также широкому распространению контрацепции, что позволило контролировать репродуктивное поведение и выбирать наиболее подходящее время для рождения ребенка. Как подчеркивает Гименез, несмотря на изменения в обществе, доминирующими все же остаются пронаталистические взгляды, основанные на идеях увеличения рождаемости. Добровольный отказ от рождения детей в культуре многих народов мира по-прежнему интерпретируется в негативных формах и расценивается как несостоятельность, неудача или упущенные возможности женщины.

Чайлдфри как реакция на бэби-бум

Работа Гименез была опубликована в 80-х годах. С тех пор добровольный отказ от рождения детей стал находить все больше последователей. По данным Национального института демографических исследований Франции, женщины в Европе все реже рожают детей. Более 20% женщин в странах Южной Европы — Греции, Италии, Испании — родившихся в 1970-х годах, могут остаться бездетными. В странах Северной Европы эта доля составляет 15%. В западной части — 18%. Рост добровольного отказа от детей авторы объясняют неустойчивым рынком труда и нехваткой семейной политики в компаниях.

Рекордно высокий уровень рождаемости в Европе выпал на поколение женщин, родившихся в 1930-1940-е годы. Это так называемое поколение бэби-бумеров, на которое пришлись щедрые социальные программы и рекордно низкий уровень безработицы в послевоенное время.

В Восточной Европе период бэби-бума продлился дольше, чем на Западе. Этому поспособствовало отсутствие контрацепции в социалистических странах. Уровень рождаемости в Болгарии, Чехии и России был выше, чем в других странах Центральной и Восточной Европы, после падения коммунизма в 1989-1990 годах. Только 8% женщин, родившихся в этих странах в 1968 году, сегодня остаются бездетными. Средний показатель по Европе — 14%.

«Я уверена в своем решении, и вряд ли оно изменится»

Для Беллы, 38-летней журналистки-фрилансера и копирайтера из Санкт-Петербурга, на решение отказаться от заведения детей повлияло несколько факторов. «Примерно до 30 лет я видела себя в классической нуклеарной семье. Но потом поняла, что такая модель меня больше не привлекает и детей я на самом деле не хочу», — поясняет Белла.

Бэлла Рапопорт

На первом месте для нее — мобильность и удобный стиль жизни. Отказ от рождения детей для Беллы в том числе связан с тем, что ей трудно представить себя мамой и нести прямую ответственность, в том числе материальную, за другого человека. Беременность и роды также вызывают у нее опасения.

Как рассказывает Белла, ее мама уважительно относится к выбору. Но все равно периодически тонко намекает на внуков.

«Иногда люди говорят, что в старости о таком решении я пожалею. Мне трудно подбирать аргументы в данном случае — я не могу знать, что именно меня ждет в старости, и какие ощущения я буду испытывать. Но могу сказать точно, что сейчас я уверена в своем решении, и вряд ли оно изменится», — подчеркивает Белла.

Почему в России стали отказываться от потомства

В России термин чайлдфри появился на повестке только в начале 2000-х. Как рассказывает старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Ольга Исупова, как движение в нашей стране это стало развиваться с активным распространением интернета и социальных сетей. Одной из первых была группа «Чайлдфри» в Живом Журнале в 2005 году.

По информации Минтруда, сегодня женщины в России решаются завести ребенка примерно в 25 с половиной лет. В 2009 году средний возраст составлял 22,5 года. В 2018 году ВЦИОМ опубликовал данные исследования, посвященного демографической политике. В нем говорится, что в России растет количество людей-чайлдфри. В 2005 году их в России еще практически не было, а сегодня доля таких составляет 6%, говорится в исследовании. Также больше половины участников опроса (54%) заявили, что сегодняшних усилий правительства недостаточно для повышения рождаемости в стране. В опросе принимали участие россияне в возрасте от 18 лет. В переписи населения за 2010 год, доля окончательно бездетных — людей старше 45 лет, возрастного рубежа фертильности, — составляла 6,55% по России и 8,96% по Москве. Для сравнения, в Германии, уже в 2017 году около 22% женщин в возрасте от 40 лет и старше были добровольно бездетными.

Как поясняет Исупова, серьезное воздействие на женщин оказывает экономический фактор. Кроме того, наличие грудного ребенка может сделать женщину более зависимой от мужчины, что также влияет на решение завести ребенка.

Если перевести рождение ребенка на финансовый язык, то младенец в период грудного вскармливания без медицинской страховки в Москве в первый год жизни обходится родителям примерно в 280 тысяч рублей, с медицинской страховкой — в 430 тысяч рублей, по подсчетам The Village.

Тех, кто отказывается от детей, так как не готов менять свой стиль жизни, канадская исследовательница Виверс именует «аффексионадами». Такие люди не испытывают отвращения к детям, но иметь своих не хотят в силу определенного образа жизни. Это может быть, например, перспективная карьера и желание тратить деньги на себя, или возможность путешествовать.

«В ребенка ежедневно необходимо вкладывать силы и время. Собственная жизнь женщины уходит на второй план. Поэтому к такому жизненному выбору женщины подходят все более рационально. Люди смотрят на ребенка как на лотерею, в которую ты можешь вложить очень много и не знать, что получишь взамен».

Ольга Исупова, социолог, старший научный сотрудник института демографии ВШЭ

Ольга Исупова, социолог, старший научный сотрудник института демографии ВШЭ

По словам социолога, среди чайлдфри есть в том числе и так называемые «реджекторы» — люди, которым неприятны дети и процессы, связанные с деторождением — беременность и роды.

По наблюдениям Исуповой, в России среди бездетных женщин больше всего тех, кто посвящает себя чему-то и не готов менять стиль жизни. Среди мужчин-чайлдфри больше людей с невысоким уровнем образования и дохода. Как поясняет Исупова, это в каком-то смысле связано с гендерными стереотипами, у русского мужчины больше шансов остаться бездетным не потому, что он сам этого хочет, а потому, что у него нет денег.

Люди могут быть бездетными из-за того, что не встретили подходящего человека, с кем хотели бы растить детей. Есть также категория тех, чей партнер уже имеет ребенка от прошлых отношений, и своих детей они заводить не собираются. Существует группа так называемых «вечных откладывателей». Это те, кто планирует завести детей по окончанию университета, потом откладывают это до покупки жилья или стабильной работы.

Социальные и экономические изменения в обществе меняют видение того, как может строится семья. Например, в однополых парах партнеры могут принять решение обратиться за помощью к суррогатной матери или усыновить ребенка. В данном случае пары не относятся к чайлдфри. Но в то же время они могут принять решение не рожать детей самостоятельно, несмотря на то, что оба партнера не являются бесплодными.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Татьяна Кондратенко