Дорогу электрокарам и сегвеям

Горожане получат шанс опробовать экологичные средства передвижения совершенно бесплатно

Экологически чистый транспорт, сервисы велотакси и экскурсии на сигвеях медленно, но неуклонно завоевывают место в сердцах москвичей. И в этом немалая заслуга столичных властей.

В ближайшую субботу на Престижной аллее комплекса «Лужники» состоится празднование Всемирного дня без автомобиля.

Мероприятие начнется в 12 часов с тест-драйва экологичных средств передвижения. Часом позже стартует велопробег; велосипеды можно взять напрокат. Также пройдут матчи по мини-футболу между командами госслужащих и интерактивная игра «Квиз-плиз». Будут работать и спортивные аттракционы.

По оценкам организатора мероприятия, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, в этом году в велопробеге примет участие около 200-300 человек. Организаторы подчеркнули, что цель Всемирного дня без автомобиля — «снижение уровня вредного воздействия транспорта на окружающую среду, улучшение условий проживания населения и оптимизация дорожного движения».

Аналогичные события состоятся и в других городах России. В Санкт-Петербурге с 16 по 22 сентября проходит Европейская неделя мобильности. В программе значатся парад по новым велополосам «Время перемен», полумарафон и соревнования гироскутеров в Приморском парке Победы и командный экологический квест «Чистые игры». 22 сентября, во Всемирный день без автомобиля, предлагается отказаться на один день от использования личного транспорта.

В субботу Свердловская пригородная компания (СПК) подарит автомобилистам бесплатный проезд в «городской электричке» Екатеринбурга и в электропоездах в рамках единой тарифной зоны в Тюмени. Для этого достаточно предъявить водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства.

22 сентября об экологичности транспорта напомнят и жителем Кызыла: в столице Тывы проведут конкурс на лучший фотоотчет на тему отказа от автомобиля. В качестве призов жителям предлагают ужин на двоих в новом кафе Coffee Day, пиццу, абонементы на прокат велосипеда и на посещение бассейна.

«Дни без автомобиля» в разные даты спорадически проводились с конца 1950-х годов. Поначалу их организаторы руководствовались экономическими, а не экологическими соображениями — акции были связаны с нефтяными кризисами 1956 и 1973 годов. С 1990-х подобные мероприятия начали проводиться систематически, для привлечения внимания к экологическим проблемам. 17 июня 1997 года первый в мировой истории общенациональный «день без автомобиля» прошел в Великобритании. С 2000 года проводится общеевропейский День без автомобиля, проходящий ежегодно 22 сентября. Эта дата получила глобальное распространение. В Москве День без автомобиля впервые провели в 2008 году.

По данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, с 2013 по 2016 годы количество участников связанных с Днем без автомобиля мероприятий выросло в два раза: с 2,5 до 5 тысяч.

В сентябре в Москве установили рекорд по частоте аренды велосипедов: с начала сезона жители и гости столицы совершили два миллиона поездок. В городе сейчас действует 380 станций велопроката. Первые 30 минут предоставляются бесплатно.

В России также появляется все больше велотакси. 18 сентября они начали работу в столице Ингушетии, Магасе. Кэбы оборудованы солнечными батареями. А на Алтае для сотрудников «Алтай-Кокса» (компания входит в Группу НЛМК) организовали «Велотакси для работников» для передвижения по территории предприятия.

По данным агентства «Автостат», с 2013 года по настоящий момент российские автомобилисты приобрели 474 электрокара, но, по словам министра энергетики Александра Новака, к 2020 году число покупок может достичь 200 тысяч. Премьер-министр Дмитрий Медведев недавно заявил, что доля производства электромобилей к 2020 году может достигнуть 17%.

В сентябре в Москве появилось семь парковок для электрокаров, каждая на два места: на улицах Бахрушина, Большой Бронной, Красной Пресне, Остоженке и Малой Дмитровке, а также в двух переулках: Большом Николоворобинском и Глинищевском. «Традиционным» машинам там парковаться запрещено. В 2017-2018 годах Департамент транспорта обещает установить 157 зарядных станций для электрокаров.

Также увеличивается востребованность других видов экотранспорта — электроскутеров, сигвеев и тому подобных: их все охотнее покупают и берут в аренду. Кроме того, в столице проводятся «Мобильные прогулки» — экскурсии на сигвеях. Горожане все чаще пользуются системами каршеринга. Так что, хотя Россия и не относится к числу мировых лидеров в области экологичного транспорта и «чистой» энергетики, популярность принятых властями мер, связанных с экологической ответственностью, неуклонно растет.

Автор: Екатерина Селиванова