27.11.2017

Автомобили будут следить за здоровьем водителя

Искусственный интеллект сможет считывать медицинские показания и предотвращать аварии, связанные с ухудшением самочувствия человека за рулем

Фото: Рixabay/Free-Photos

Производители автомобилей постоянно модернизируют технологию безопасности. Эксперты уверены, что совсем скоро на рынок выйдут сразу несколько новинок автомобильных систем безопасности, основанных на технологиях искусственного интеллекта. Система, интегрированная в бортовой компьютер машины, сможет не только следить за дорогой и безопасностью движения, но и за состоянием самого водителя. Медицинские датчики будут считывать пульс, частоту сердцебиения и кровяное давление, а умная программа проанализирует данные и в случае экстренной ситуации самостоятельно вызовет врачей. О последних разработках автоконцернов рассказывают обозреватели телеканала CNBC.

Два автоконцерна, японская Toyota и американский Ford, независимо друг от друга работают над созданием «умных» систем безопасности. Производители автомобилей ищут способ заставить бортовой компьютер считывать информацию с биометрических датчиков с тем, чтобы в случае потери сознания водителем машина могла бы съехать на обочину и отправить сигнал бедствия в службу спасения.

Идеи из Японии

Как утверждает Чак Гулаш, директор научно-исследовательского центра в области безопасности компании Toyota в США, наиболее эффективным будет мониторинг сердечной деятельности и уровня сахара в крови водителя, поскольку именно проблемы с сердцем или диабетический приступ часто становятся причинами аварий. Он сослался на исследование Национального управления безопасностью движения на трассах США 2009 г., в котором было установлено, что диабет стоит за 20% аварий, вызванных ухудшением здоровья водителя. Еще 11% таких ДТП были вызваны сердечными приступами.

«Мы уже 30 лет с научной точки зрения оцениваем критерии аварийности и результаты краш-тестов, но исследований физиологических показателей до сих пор не проводилось», — заметил Гулаш.

Опасности: диабет и сердечный приступ

«Обострения сердечно-сосудистых заболеваний за рулем чрезвычайно опасны, потому что больной может потерять сознание, — отмечает профессор Нитиш Бадхар, директор программы обучения кардиологической электрофизиологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. — Люди, рискующие получить сердечный приступ, не всегда знают об этом. И система, которая может обнаружить опасное учащение сердечных сокращений, съехать с дороги и вызвать подмогу, была бы очень полезна».

Что же касается диабета, то согласно данным Американской ассоциации диабетологов, более 30 млн взрослых в стране страдают от этого недуга. Большинство из них могут управлять автомобилем наравне со здоровыми людьми, но исследования свидетельствуют, что уровень аварийности у диабетиков на семь процентов выше, чем у обычных граждан.

«Система медицинского автомониторинга сделала бы вождение более безопасным для больных диабетом, — считает Дэн Лорбер, председатель Национального комитета по адвокатской защите Американской ассоциации диабетологов. — Если уровень сахара в крови падает достаточно низко, когнитивная функция может уменьшаться. И компьютерная система помогла бы пациенту заметить, что с ним происходит».

Американские разработки

Компания Ford также работает над тем, чтобы связать данные с автомобильных датчиков и гаджетов, которые может носить водитель, и помочь системе определять состояние человека в любой момент времени. Кроме мониторинга сердечного и дыхательного ритмов, измерения уровня глюкозы в крови и температуры кожи, американцы разрабатывают безопасный и ненавязчивый способ измерения мозговых волн, чтобы с их помощью определять тревогу водителя.

«Технология измерения мозговых волн существует и сегодня, если вы готовы ездить в шлеме, заполненном датчиками, — замечает Гэри Струмоло, менеджер по анализу автомобильных моделей и исследований в области информационных технологий. — Но для того, чтобы технология работала на рынке, она должна быть надежной и относительно незаметной для потребителя».

По словам Струмоло, ненавязчивые, но вместе с тем надежные датчики могут выйти на рынок в ближайшие 5-10 лет.

Технологии, которые уже существуют

В одной из моделей Cadillac от General Motors предусмотрен датчик, отслеживающий осведомленность и внимательность водителя. Эта система использует камеру и инфракрасные датчики, с помощью которых отслеживает положение головы водителя, и анализирует, на что он смотрит. Если компьютер определяет, что водитель перестал обращать внимание на обстановку вокруг, то он заглушит двигатель и обратится за помощью. Подобные системы, страхующие уснувших водителей, есть и у других компаний.

В некоторых моделях Mercedes Daimler есть тормозная система, которая может привести к остановке транспортного средства и совершить экстренный вызов, когда в программе активного рулевого управления автомобиля обнаружено, что водитель больше не управляет машиной. Также Mercedes работает над системой для профессиональных водителей грузовиков и автобусов, которая включает в себя сенсорный жилет с датчиками электрокардиографии. А японская Honda развивает систему с искусственным интеллектом, которая может определять эмоциональное состояние водителя. На основе полученного результата она может рекомендовать успокаивающую музыку для водителей с повышенным сердечным ритмом или мороженое для людей с высокой температурой тела. Датчик распознавания лица может также заметить проявление нездоровья и задать человеку вопрос: «Эй, Ник, ты в порядке? Твой сердечный ритм и дыхание изменились». Но самостоятельно действовать по ситуации компьютер пока не научился.

«Скажем, водитель по имени Ник не отвечает на многочисленные обращения. И тогда, было бы хорошо, чтобы система взяла управление на себя, приняла решение позвонить 911 и одновременно безопасно маневрировала бы транспортным средством в сторону обочины, чтобы дождаться помощи экстренных служб, — говорит представитель Honda Маркос Фроммер. — Это задача будущего, но мы работаем над ее решением уже сегодня».

Çàãðóçêà...