Как архитекторы борются с буллингом и стрельбой в школах

В школе человек проводит одиннадцать лет жизни. Эти годы могут пройти в мучительном ожидании окончания уроков и страхе буллинга, а могут сформировать положительный опыт сотрудничества и привить привычку учиться. Как сделать образовательный процесс эффективным и вдохновляющим за счет архитектуры, Plus‑one.ru рассказала гендиректор ED Architecture Елена Аралова.

Международная экологическая школа The Arbor (Дубай)

Школы должны быть разными

Мы изучили множество школьных зданий по всему миру. Нельзя сказать, что, например, в Швеции школы хорошие, а в России или Великобритании плохие: они сильно отличаются, так как у каждой страны свой подход к образовательной системе. В Сингапуре дети учатся с утра и до вечера, там жесткие дисциплина и отбор, всячески поощряется достигаторство. В Финляндии, наоборот, во главе угла стоит счастье ребенка, поэтому образовательный процесс устроен иначе: здесь нет отбора и много свободы.

Конструкция здания зависит от типа школы — ее можно сравнить с экзоскелетом супергероя, который усиливает его уникальный дар: был бы Бэтмен Бэтменом без своего суперкостюма? Проектируя школу, мы ориентируемся на ее специфику: природные условия, специализацию — инженерная или математическая, идеологию — она ориентирована на одаренных отличников, а может — на одаренных двоечников, культурную идентичность региона. Параметров очень много, поэтому я против любых типовых школ и бездумного копирования мирового опыта. У финнов прекрасная школьная архитектура, но я не видела в их школах сильных лабораторий. А без них тому же физико-математическому лицею просто не обойтись.

1 / 0

Как запрос на индивидуальное образование меняет архитектуру

Школа — очень консервативный институт, причем во многих странах. Российские дети в большинстве своем учатся практически в тех же классах, что и Александр Пушкин, и в группах по 25-30 человек, хотя мы уже живем в ином обществе, где доступно гибридное образование с дистанционным обучением.

Появился запрос на персонализацию образовательного процесса, когда для каждого ребенка формируется личный учебный план, исходя из его склонностей и способностей. В таком случае мы получаем матрицу наслаивающихся друг на друга учебных планов и вместо 50 групп по 25 человек — сотни групп разной численности: на математику может ходить пять детей, на литературу — пятьдесят, на химию — один. Это кардинально меняет архитектуру школьного здания, в котором появляются разные по формату и назначению помещения.

Хотя об этой тенденции многие говорят, не все научились воплощать ее в жизнь. Одними из первых развитием школьной архитектуры занялись финны. Они ввели такое понятие, как phenomenon-based learning, когда классическое обучение по предметам заменяется комплексным познанием феноменов: например, дети изучают, что такое банковская система с точки зрения лингвистики, истории и так далее. Предметы распределяются согласно индивидуальному плану каждого ребенка, отсюда получаются те самые группы разной плотности. В России есть школы, внедряющие индивидуальные учебные планы (в частности, школа «Летово»), но пока это не особенно отразилось на архитектуре зданий.

1 / 0

Как создать безопасную школу, не превращая ее в черный ящик

В России невозможно построить школу без забора: существуют федеральные нормы, согласно которым она должна быть ограждена. Администрации, считая, что так более безопасно, часто еще больше изолируют территорию — ставят дополнительные турникеты, ЧОП на входе. Но это иллюзия: подобные меры неэффективны. Они создают барьеры между школой и местным сообществом, превращая ее в капсулу, черный ящик, уменьшая возможности, даже родителей, узнать, что происходит внутри.

Я уверена, что безопасность школы, особенно для профилактики буллинга или массовой стрельбы, — это вопрос не ЧОПа, а развития в школьном сообществе доверия друг к другу, психологической поддержки, индивидуального подхода к ученикам. Когда школа перестает рассматривать детей как обезличенный объект, начинает работать с проблемами и талантами персонально, обучая детей видеть свою силу и слабость, вовремя просить о помощи. Это ключевой инструмент по предотвращению случаев насилия в школе.

Мы, как архитекторы, можем создать безопасное и вдохновляющее на учебу здание: чтобы в пространстве не было темных мест и закоулков, где можно «набить морду Петрову». Предусмотреть в классах стеклянные стены — тогда весь учебный процесс будет на виду, а учитель не рискнет кричать на ребенка.

От террористов мы защищаем школы двумя способами: во-первых, делаем классы со смежными входами, когда ученики могут выйти не только в коридор, но и в соседнее помещение. Идеально, если школа спроектирована так, чтобы из классов школьники могли выйти на улицу: это расширяет сценарии эвакуации в случае опасности. Во-вторых, то, что мы заимствовали у финнов, — тревожные кнопки, которые изолируют группы помещений через блокировку дверей.

Еще мы активно внедряем камеры, которые легко могут отследить чужого человека внутри здания и его траекторию движения. Эта же система позволяет определить нетиповые активности: например, когда ребятишки собираются в группу, чтобы кого-то побить. Такие решения намного эффективнее ЧОПа.

Мы проектируем в школах индивидуальные туалеты, как дома, со звукоизоляцией, зеркалом и раковиной. Посещение уборной — интимный процесс, но в школе он становится общественным, часто кабинки не закрываются из-за сломанных ручек. Бывает, в учительских туалетах есть туалетная бумага, а у школьников — нет. Чтобы подобной дискриминации не было, мы создаем универсальные туалеты для взрослых и для детей. Кроме того, такие туалеты перестают быть местом буллинга: сюда просто не может набиться толпа ребят, чтобы «макнуть Петрова мордой унитаз».

1 / 0

Бытие определяет сознание

Для того чтобы в школе была благожелательная атмосфера, важно вернуть учительские, которые были в советских школах, а потом исчезли. Раньше там хранились журналы, педагоги собирались, чтобы отдохнуть и поговорить. С появлением мобильных телефонов и электронных дневников учителя перестали собираться вместе, и эти помещения были отданы под другие цели. Мы не только возвращаем учительские в свои проекты, но и расширяем их, создавая там кафе, коворкинги и уединенные пространства. Это очень меняет атмосферу всей школы, так как возникает синергия и социальные связи между педагогами укрепляются — это еще раз доказывает, что бытие определяет сознание.

Сегодня школа — это социальный тренажер: она потеряла монополию на знания, которые теперь можно получить через интернет. Здесь мы учимся быть гражданами, дружить, конфликтовать, сотрудничать. Чем больше сценариев взаимодействия с реальностью и друг с другом предлагает школа, тем более свободомыслящих и развитых членов общества мы получаем на выходе. Поэтому мы и создаем максимально разнообразные пространства. В наших классах у детей и учителя есть возможность работать стоя, а заходя в класс, каждый ребенок сам выбирает место, где ему будет комфортно. Есть и тихие зоны, где можно полежать или вздремнуть. А возле классов, где учатся первоклассники, которые физически не могут высидеть 40 минут, потому что им нужно побегать и поорать, обязательно обустроены зоны, где можно поноситься. Есть пространства для девочек, где они могут спокойно порисовать. И кто сказал, что английский нужно учить за партой, а не в процессе игры?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Беседовала

Маргарита Федорова