Как нейросеть ChatGPT реформирует образование

Чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT устроил переполох во многих индустриях, включая журналистику, сценарное дело, программирование и законотворчество. Пожалуй, сильнее всего нейросеть затронула образование — учащиеся школ и университетов стали использовать ее для написания эссе, курсовых и дипломов. Plus-one.ru рассказывает, как чат-бот меняет современное образование.

Александр Жадан — студент РГГУ, диплом которого написала нейросеть ChatGPT

Из-за нейросетей в России могут пересмотреть порядок экзаменации

8 февраля министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков призвал не наказывать российских выпускников, написавших диплом с помощью нейросети ChatGPT. Чиновник заявил, что отечественным университетам и институтам стоит подумать об изменении подхода к проверке знаний учащихся. «Надо задание формулировать таким образом, чтобы только студент это мог решить. Или делать комбинированное задание, предполагающее прямую проверку знаний. Ну а студенты всегда были изобретательны и всегда искали варианты, чтобы пойти по пути наименьшего сопротивления», — сообщил министр журналистам.

Напомним, с помощью чат-бота ChatGPT пользователи могут генерировать рассказы и эссе по указанным параметрам, решать задания по математике, создавать описания товаров, стихи и тексты пеcен, составлять юридические документы. Среди прочего, нейросеть обучена писать код и при должном объяснении способна сэкономить время программистам. Чат-бот был запущен в ноябре 2022 года американской компанией OpenAI (один из главных инвесторов — Microsoft), которая с 2015 года занимается разработкой и лицензированием технологий на основе машинного обучения. Официально ChatGPT в России недоступен, для регистрации нужен зарубежный номер телефона, однако россияне обходят это ограничение, приобретая иностранные сим-карты.

Чат-боты вроде ChatGPT могут значительно сократить вовлеченность студентов в обучение, но университеты могут мотивировать их самостоятельно выполнять учебные задания, заявил Plus-one.ru председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко. «Вопрос в том, что образовательные организации не работают с современными форматами. У них в этом плане много свободы, несмотря на все стандарты. Например, на последних курсах можно использовать программу „стартап как диплом“, которую уже одобрило Министерство образования, но вузы редко к ней прибегают. В общем, никто не мешает учебным заведениям спрашивать со студентов не банальный диплом, а прикладные исследования, бизнес-инициативы и творческие проекты», — заявил Олег Цапко.

Нейросеть можно использовать для улучшения образовательного процесса, сообщила Plus-one.ru руководитель направления роботизации и диалогового искусственного интеллекта Naumen Александра Деханова. «Ключевая область применения ChatGPT — это генерация контента, с этим нейросеть справляется хорошо. Преподавателям она может быть полезна в части генерации и персонализации заданий для учеников, чтобы избежать однообразности», — сообщила эксперт. Сам чат-бот утверждает: он способен автоматически выстраивать программы обучения, курсы и планы учебных занятий, собирать и обновлять базы данных для учебных предметов. Ученикам нейросеть может помочь с поиском релевантных источников, например научных статей, составлением саммари и конспектов, а также с самопроверкой — например, можно искать ошибки и пробелы в ответах и эссе.

Как российский студент защитил диплом, написанный нейросетью

Напомним, 31 января 22-летний выпускник РГГУ Александр Жадан поделился в Twitter историей, как с помощью чат-бота ChatGPT написал диплом за 23 часа и впоследствии успешно защитил его, получив оценку «удовлетворительно». «Я подумал: OK, люди пишут сами, используя литературу, — это первый вариант. Люди покупают работу — второй вариант. Возможно, есть третий: создать алгоритм, получить с его помощью информацию от ChatGPT, обработать ее, отредактировать и сделать научное исследование. И это сработало», — заявил он прессе.

Представители РГГУ, узнавшие о произошедшем постфактум, приняли решение засчитать дипломную работу Александра Жадана, однако затем обратились к законодателям с просьбой ограничить доступ к ChatGPT в образовательных организациях из-за его возможного негативного влияния на обучение.

В защиту студента высказался заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. «Студент провел хороший научный эксперимент, который показал возможности искусственного интеллекта при написании научно-исследовательской работы (...) Если преподаватель эту работу пропустил, то, наверное, она действительно соответствовала оценке „удовлетворительно“. Мое мнение, что отменять результат нельзя. Но это очень важный сигнал для нашего педагогического сообщества, что нужно внимательно участвовать в процессе написания дипломных работ наших учащихся», — считает политик.

Также студента поддержали представители российского научного сообщества. Декан Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета заявил о необходимости интегрировать ChatGPT в образовательные процессы: «Накладывать санкции на людей за использование GPT и нейросетей в гуманитарных науках — это как лишать инженеров дипломов за использование САПР (систем автоматизированного проектирования. — Прим. Plus-one.ru) и калькуляторов при подготовке базовых материалов. Потому что роль ИИ на рынке реального труда в обработке информации будет набирать обороты. Я в свои курсы включаю на обзорном уровне GPT-модели и возможности нейросетей».

Переписка Александра Жадана с ChatGPT после завершения работы над дипломом

Западные университеты уже запрещают ChatGPT и меняют подходы к обучению

Западные школы и вузы по-разному отреагировали на запуск чат-бота ChatGPT. Один из ведущих университетов Франции и Европы — Институт политических исследований (Sciences Po) — 27 января запретил всем учащимся использовать нейросеть в ходе образовательного процесса. «Студентам запрещается прибегать к программному обеспечению для создания любых письменных работ или презентаций, за исключением отдельных исследований ИИ, под наблюдением руководителя курса», — заявили в администрации Sciences Po, однако не уточнили, как именно будут отслеживать применение чат-бота.

Ранее ChatGPT был запрещен к использованию во всех государственных школах Нью-Йорка — сервис будут блокировать на уровне публичных Wi-Fi-сетей. При этом отдельные школы могут запросить доступ к ChatGPT для изучения машинного обучения и нейросетей. «Хотя инструмент может дать быстрые и простые ответы на вопросы, он не развивает навыки критического мышления и решения проблем, которые необходимы для успеха в учебе и на протяжении всей жизни», — заявила представитель Департамента образования Нью-Йорка Дженна Лайл.

По данным The New York Times, из-за популяризации чат-ботов с нейросетями американские университеты и школы стали разрабатывать новые подходы к обучению. Наиболее популярные меры включают акцент на устные экзамены и подготовку эссе в классе в присутствии преподавателя, групповые занятия, отмену домашних сочинений. В конце декабря 2022 года авторы The New York Times провели эксперимент, в ходе которого сгенерировали при помощи ChatGPT письменные работы учеников различных возрастов — от четырехлетних детей до абитуриентов престижных вузов — и попросили преподавателей проверить их. Учителя не смогли самостоятельно отличить тексты школьников от работы чат-бота.

В то же время более 6 тысяч американских преподавателей из Гарварда, Йельского университета, Университета Род-Айленда и Принстонского университета выразили согласие использовать в своей работе программу GPTZero, которая создана для обнаружения текста, сгенерированного искусственным интеллектом. В свою очередь, популярные в США сервисы по выявлению плагиата обещали добавить функцию обнаружения текстов, созданных чат-ботами. Ряд высших учебных заведений в США, включая Университет Вашингтона в Сент-Луисе и Вермонтский университет, решили приравнять использование нейросетей к плагиату.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Георгий Кожевников