В Москве завершился 44-й Московский международный кинофестиваль. Многие представленные фильмы исследуют сложные взаимоотношения человека и окружающей среды. Художники задаются вопросом — что нужно сделать для чистоты души и планеты. Специально для Plus-one.ru фестивальное экологическое кино искал председатель жюри российской кинокритики 44-го ММКФ Юрий Жуковский.
На Московском международном кинофестивале я оценивал картины Основного конкурса. В свободное от обязательных просмотров время старался найти экологическое кино разных жанров, как в узком, так и в широком понимании этой категории.
Среди картин, которые мне удалось посмотреть, хотелось бы выделить три.
Режиссер: Артавазд Пелешян
Страны-производители: Армения, Германия, Франция
Главным изобразительным средством этой картины служит монтаж, вместе с классической музыкой создающий эпичное, масштабное полотно природных ландшафтов и катастроф, которые становятся все более частыми и разрушительными из-за климатических изменений.
Очевидцы-любители снимали катаклизмы, происходившие в разных местах планеты. Режиссер соединяет кадры ураганов, снежных лавин, тающих ледников и айсбергов, извержений вулканов, землетрясений, цунами. Черно-белая «картинка» выравнивает технические огрехи любительских съемок. На фоне разгула неподвластных человеку стихий автобусы, корабли, животные кажутся утлыми щепками, людские заботы — мелкими и незначительными, видение проблем — близоруким и сиюминутным. Сопоставление человека и того, что кажется ему прочным, огромным, незыблемым, с разбушевавшейся от нарушения баланса природой по-настоящему впечатляет. Артавазд Пелешян не давит на зрителя намеренно, его кадрами как бы говорит сама природа, без слов, — только музыка и монтаж.
Картина способна стать визуальной «Библией» эколога — обязательной к просмотру и осмыслению. Можно произнести множество правильных слов, а можно, с ошеломлением и вдавливанием в кресло, сбить с себя человеческую спесь, когда на тебя наваливаются стихии. Они сильнее человека, но часто вызваны его деятельностью.
Режиссер: Пас Энсина
Страны-производители: Нидерланды, Германия, Франция, США, Мексика, Аргентина, Парагвай
Продюсерами картины парагвайского режиссера, считающегося в кинематографических кругах гением, как и Артавазд Пелешян, выступили деятели с мировыми именами. Среди них — режиссер, отмеченный многочисленными наградами, включая Приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, Карлос Рейгадас и защитник природы и экорежиссер Сьюзан Рокфеллер.
«Эами», победившая в этом году на Роттердамском кинофестивале, — картина крайне редкого жанра. Это документальная поэтическая притча. Конечно, в нее вошли отголоски реальных парагвайских событий — история народа айорео, вытесняемого с родных земель. Это связано как с нападением чужеземцев, пришельцев, так и с обезлесением парагвайского региона Чако, где ежемесячно вырубается 25 тыс. га леса. Те айорео, которые не были переселены, избегают любых контактов с внешним миром и живут в полной изоляции.
«В начале было время, и время было дыханием. Из этого дыхания родилась песня. Из песни вышли мы, обитатели этой земли», — говорит Эами. Она не в силах противостоять мистическим, не до конца постижимым для нее существам, принесшим на земли айорео танки и бомбы. Эами превратилась в Асоху, богиню-птицу, с высоты своего полета нежно прощающуюся со своей землей, с трогательными воспоминаниями о погибшем брате, бережно касающимися навсегда утратившей свой облик земли. Рассказ Эами полон метафор, сотканных из поэзии и парагвайской природы.
Принесших беду на их землю айорео называют coñone — «бесчувственными». «Эами» — картина о том, что все мы — народ айорео, который прогресс превращает в бесчувственных захватчиков на танках.
Режиссер: Бхарат Мирле
Страна-производитель: Индия
Дхрув в одиночку готовится к экспедиции в индийский заповедник Кодайканал в штате Тамилнад. Ему нужен проводник, коренной житель джунглей. И он находит Дорая из местного племени малаивара макалара («лесные жители»), выселенного из леса, но сохраняющего приверженность джунглям. Пожилой проводник Дорай на редкость легок и вынослив, он интуитивно считывает лес, выбирая наиболее рациональные маршруты передвижения, чтобы сберечь силы. Он, как тень леса, всегда оказывается в нужной точке, чтобы помочь, подсказать и спасти. Лес — стихия Дорая, другой жизни он для себя не мыслит. Лес — его укрытие от встречи с властями: память о жестокостях выселения жива в его соплеменниках.
Картина впечатляет красотой панорамных и детальных съемок заповедника. Леса, скалы, животные, водоемы, тропы, опасности. Повествование доброго городского самаритянина о заповеднике и шерпе лесного племени. Главная проблема этих людей — повальный алкоголизм. У них нет постоянных доходов, благ цивилизации, медицинские услуги им не по карману. Дорай тоже пьет, но удивительным образом всегда удерживает себя в форме. Но у всего бывает предел. Однажды проводник Дхрува исчезнет. И Дхрув будет искать Дорая в тех местах, куда власти переместили коренных жителей джунглей.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Юрий Жуковский