Зачем школьников учить предпринимательству

Обучение предпринимательским навыкам должно начинаться еще в школе, независимо от того «физик» ребенок или «лирик», — это поможет молодым людям научиться быть востребованными на рынке труда. Plus‑one.ru узнал у экспертов, зачем школьникам нужны бизнес-навыки и где они могут их освоить.

«Предпринимательское мышление — это не только создание своего бизнес-проекта. Это создание любого проекта и компетенции, которые востребованы в любой области. Всему этому нужно учить массово и с раннего возраста», — сказала Plus-one.ru соосновательница сети детских бизнес-школ KinderMBA Карина Медведева. Она убеждена, что бизнес-мышлением, которое включает в том числе умение работать с людьми, должны обладать все люди, независимо от сферы, в которой они работают. Например, главврачу так же, как и бизнесмену, нужна команда специалистов, которая в сложный момент сможет предложить эффективное решение. Директору школы нужна команда учителей, которые будут проявлять инициативу и грамотно взаимодействовать друг с другом.

Обучать бизнес-навыкам всех школьников, независимо от их склонностей, предложил недавно глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин.

С Алексеем Кудриным соглашаются эксперты Центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ). Они уверены, что обучение предпринимательству со школы будет способствовать развитию инновационной экономики и конкуренции в стране.

«Чем раньше бизнесмен начнет создавать проекты, пробовать, ошибаться, тем раньше он сможет достичь успеха, сделать разработку или создать стартап, который будет признан на международном уровне. Пока человек учится в школе или университете, у него есть больше свободного времени и больше возможностей для риска», — объясняют эксперты АСИ. Впрочем, признают они, такое обучение не должно быть обязательным, так как не все молодые люди хотят строить свой бизнес.

Когда и какие умения и знания нужно развивать у школьников

В исполнительной дирекции Российского движения школьников (РДШ) объяснили, что сейчас многие учащиеся хотят зарабатывать, быть финансово обеспеченными. У многих детей есть увлечения, которые вполне могли бы приносить им доход, но не хватает необходимых знаний. В РДШ считают, что азы финансовой грамотности можно осваивать уже с восьми лет: узнавать, как откладывать и как разумно тратить деньги, а затем — как их преумножать. А в средней и старшей школе можно начинать изучать основы предпринимательства.

Директор центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок отмечает, что школьников нужно обучать не только азам бизнеса, но и развивать у них компетенции будущего. «Предпринимательские навыки, безусловно, важны, — сказал эксперт Plus‑one.ru. — Но не менее важны навыки работы с современными технологиями, включая биотехнологии, большие данные и блокчейн, знание права на интеллектуальную собственность, умение себя презентовать и критически оценивать информацию». По словам эксперта, детей также важно обучать форсайт-компетенциям (от англ. foresight — «предвидение»), которые позволяют формировать будущее, прогнозировать и планировать, брать на себя ответственность.

Где в России дети могут обучиться предпринимательству

В России уже есть несколько проектов, развивающих бизнес-навыки у школьников и студентов. Так, в прошлом году в московских школах стартовал «Предпринимательский класс». Программа учит детей генерировать идеи для своего дела, управлять бизнес-процессами, проводить финансовый и инвестиционный анализ.

«В проект попадают школы, где есть все необходимые условия для его реализации, а также ученики, мотивированные на предпринимательство», — сообщил Plus-one.ru куратор проекта Сергей Пестич. Сейчас в программе участвуют 44 школы. В классах дети углубленно изучают математику, экономику, право, английский язык, основы предпринимательской деятельности и финансы. Они могут выбрать для изучения такие курсы, как деловой английский, дизайн-мышление, бизнес-планирование и другие. «Подготовленные выпускники рано или поздно активно вольются в бизнес-среду Москвы и других регионов России и будут работать на благо отечественной экономики», — подчеркивает Сергей Пестич.

Еще один проект — «Лига школьного предпринимательства» — был запущен в 2015 году в Ульяновской области по инициативе губернатора Сергея Морозова. Школьники 7-11 классов могут придумать свою идею для бизнеса и представить ее экспертам. Учащиеся в рамках проекта также встречаются с местными предпринимателями, посещают компании, выбирают и прорабатывают концепцию, а затем готовятся к ее защите. В прошлом году курс прошли более 400 учащихся 25 школ региона.

Центр молодежных инициатив АСИ с 2020 года развивает платформу «Конструкториум» для школьников, студентов, аспирантов и работающих людей в возрасте от 14 до 24 лет. Участники проекта получают необходимые знания, собирают команду и могут получить до 50 млн руб. инвестиций — даже в том случае, если стартап еще находится на уровне идеи. Другой реализуемый при поддержке АСИ проект — «Фабрика предпринимательства» — занимается разработкой образовательных программ по предпринимательству для детей и молодежи. Молодым бизнесменам помогают и региональные центры «Мой бизнес». Там можно в том числе получить бесплатную консультацию по открытию своего дела от бухгалтера или юриста.

Сбербанк предлагает школьникам и студентам принять участие в своих бизнес-акселераторах. Так, в SberZ школьники придумывают идеи и тестируют их на потенциальных клиентах, затем при поддержке менторов они создают тестовую версию продукта и стараются сделать первые продажи. В 2021 году в программе приняли участие 14 тыс. школьников из более чем 4 тыс. школ, сообщила Plus-one.ru Наталья Магидей, руководитель стартап-экосистемы «Сбера». «Программа акселератора сконструирована так, что предполагает много общения и большую индивидуальную и коллективную работу над проектом, — говорит специалист. — Такая работа лучше любой теории развивает „мягкие“ навыки, которые будут востребованы вне зависимости от того, выберут школьники путь предпринимателя для себя в дальнейшем или нет».

Курсы по развитию предпринимательских навыков для детей предлагают и частные организации. Например, в центре детского развития «Трамплин» совместно с Центром опережающей профессиональной подготовки Санкт-Петербурга разработали программу Startup Junior. Дети в возрасте от восьми до 15 лет учатся там как основам предпринимательства, так и «мягким» навыкам: лидерству, умению работать в команде, управлению своим временем. «Работа над проектами в группе позволяет детям практиковать „мягкие“ навыки в безопасной среде и при этом продвигаться к поставленной цели», — рассказал Plus-one.ru сооснователь центра «Трамплин» Евгений Волошин.

Детские бизнес-школы KinderMBA посещают дети от пяти лет до последнего класса школы. Программы состоят из модулей для каждого возраста и проходят во время осеннего и весеннего семестров. Карина Медведева отмечает, что у них дети учатся работать в команде, работать с цифровыми продуктами и создавать новые. Они разрабатывают как собственные проекты, так и совместные с крупными компаниями, такими как «Райффайзенбанк» и SAP. «Во-первых, ребята могут понять, чем и в какой области они хотят заниматься, а во-вторых, у них есть возможность создать реальный продукт, который будет востребован на рынке», — пояснила предпринимательница.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва