Экомаркировка: зачем она производителям и покупателям

Производство товаров без ущерба окружающей среде — глобальная задача, успешно решаемая во многих странах. Покупатель, прежде чем купить товар, ищет на нем маркеры экологической сертификации, такие как FSC, MSC, UTZ, RFA и прочие. Экомаркировка все больше интересует и российских потребителей. Она есть в том числе на товарах сети предприятий быстрого обслуживания «Макдоналдс».

Древесина из ответственно управляемых лесов

Маркировка FSC (Forest Stewardship council, Лесной попечительский совет) информирует покупателей о происхождении древесины из ответственно управляемых лесов. Это означает, что лесное хозяйство, которое занимается поставками древесины, проводит лесовосстановительные работы, восстанавливая больше леса, чем используется при производстве.

Многие российские экспортеры товаров из древесины имеют эту сертификацию. FSC — международная некоммерческая организация, созданная в 1993 году, в которую входят представители экологических и социальных организаций, продавцы древесины, лесничие, коренные малочисленные народы, крупные лесозаготовители, сертификационные FSC-организации из многих стран мира, в том числе из России.

«В 2019 году все наши поставщики упаковки стали использовать только сертифицированное сырье, — рассказывает старший директор по устойчивому развитию „Макдоналдс“ в России Ирина Коршунова. — Тогда же мы нанесли логотип FSC на бумажные пакеты на вынос — нам важно информировать гостей о нашем ответственном подходе к использованию лесных ресурсов. У нас четыре поставщика этой упаковки. Некоторые используют только вторсырье, переработанную бумагу — это компании Huhtamaki и „Триумф-Пак“. Другие используют сухостойную древесину. Например, „Архбум“ собирает ее в Архангельской области». Бумажные пакеты «Макдоналдс» стали одним из самых массовых продуктов с FSC-маркировкой на российском и белорусском рынках (в месяц используется более 10 млн бумажных пакетов различных форматов).

Цепочка поставок дикого минтая

Другой экомаркировкой, которая в России получила массовое распространение и узнаваемость благодаря «Макдоналдсу», с 2011 года является MSC (Marine Stewardship Council, Морской попечительский совет — международная независимая некоммерческая организация, основанная Всемирным фондом дикой природы в 1997 году). MSC установила стандарты устойчивого рыболовства для предотвращения чрезмерного вылова, ведущего к истощению мировых рыбных запасов. «Макдоналдс» использует в своих продуктах минтай дикого вылова. Перед тем, как стать поставщиком сети, компания должна пройти ряд проверок и независимых аудитов на соответствие требованиям качества и безопасности. Кроме этого, она должна следовать принципам устойчивого развития, иметь сертификацию сырья и цепочки поставок согласно международным стандартам.

В случае «Макдоналдса» это стандарт MSC Chain of Custody. Компания использует его, чтобы подтвердить, что рыба, выловленная из хорошо управляемых и устойчивых промыслов, была переработана одобренным поставщиком «Макдоналдса», доставлена на распределительный центр и затем отправлена в одно из предприятий «Макдоналдс», где из нее приготовили «Филе-о-Фиш». Вся цепочка полностью прозрачна и подтверждена независимым аудитом.

«Весь минтай для сети „Макдоналдс“ вылавливается в Охотском море. Лов ведут две российские компании — „Поронай“ и „Норебо РУ“ — в строгом соответствии со стандартами устойчивого рыболовства и прослеживаемости. Рыба попадает к нашему поставщику, филиалу датской компании „А. Эсперсен“, которая в 2014 году открыла производство в Новгородской области».

Лягушка на стаканчике кофе

Экостандарты сети для кофе — это Rainforest Alliance и UTZ. «Я очень люблю кофе, — говорит Ирина Коршунова. — И с уверенностью могу сказать, что в „Макдоналдс“ напиток имеет неизменно высокое качество, что очень ценится теми, кто пьет его постоянно». UTZ Certified — международный сертификат ответственности, относящийся к кофейному производству. На языке майя UTZ означает «хороший кофе». Компания UTZ Certified была основана в 2002 году, ее цель — позволить работникам плантаций повышать производительность, улучшать условия труда и при этом беречь окружающую среду. На фермах с отметкой UTZ потребляют меньше воды, не вырубают деревья и используют экологичные источники энергии везде, где это возможно.

Второй логотип, RFA, принадлежит неправительственной организации Rainforest Alliance, ставящей целью своей работы сохранение биоразнообразия. Она разработала ряд стандартов по устойчивому сельскому хозяйству, земле- и лесопользованию. В 2018 году Rainforest Alliance и UTZ объединились. Объединенная организация выпустила новый сертификационный знак, который будет использовать изображение лягушки. Лягушка выбрана неслучайно — признаком сбалансированности и процветания естественной экосистемы является присутствие в ней этих земноводных. Скоро такой знак появится взамен UTZ на всех стаканчиках кофе сети «Макдоналдс».

Булочки и мясо по международным стандартам

Экологические стандарты существуют и для булочек сети «Макдоналдс». Основным поставщиком фирменных булочек является московская пекарня BIMBO QSR Rus. Главный их компонент — пшеничная мука высшего сорта — производится несколькими мукомольными заводами России. Зерно для булочек выращивается почти по всему Центральному федеральному округу (Рязанская, Тульская, Тамбовская области и так далее). BIMBO QSR Rus сертифицирована на соответствие стандарту ISO 14001:2015, который регламентирует экологическую деятельность организации. Компания намерена к 2025 году сократить пищевые отходы на 50% и свести к нулю их захоронение.

Тем же стандартом ISO 14001:2015 руководствуются поставщики мясных полуфабрикатов для «Макдоналдса» — «Мираторг», «Черкизово» и другие. Эти компании ставят перед собой цели по сокращению использования природных ресурсов, в частности воды и электроэнергии. Например, «Мираторг» организовал на своих предприятиях раздельное хранение пластика, пленки, макулатуры, стекла, дерева, отработанных батареек, люминесцентных ламп, растительного и индустриального масел, бытовых отходов, отходов лаборатории, металла для дальнейшей реализации и использования.

Другой поставщик «Макдоналдс», группа «Черкизово», в 2020 году инвестировала более 500 млн руб. в экологические проекты. Например, начала использовать технологию монолитного бесшовного литья полов, которая не допускает попадания навоза в почву. Она применяется при строительстве взлетно-посадочных полос аэропортов и не имеет аналогов в российском животноводстве.

«Вопрос локализации поставщиков всегда был важен для „Макдоналдс“, — говорит Ирина Коршунова. — 99% нашей продукции производится в России. Сейчас идет локализация сырья, более 70% которого уже поступает от российских сельскохозяйственных производителей. Локализация поставщиков позволяет существенно сократить углеродный след, так как сокращается транспортное плечо. Более того, сокращается не только расстояние при перемещении продукции в предприятия „Макдоналдс“, но и при перемещении сырья на производства поставщиков, так как некоторые из них являются вертикально интегрированными. Неважно, где расположено предприятие „Макдоналдс“: в Москве, Владивостоке или Сочи. Продукция во все предприятия „Макдоналдс“ поставляется только от одобренных, проверенных производств, которые следуют всем требованиям компании. В России — это около 160 поставщиков продукции и упаковки, имеющих все необходимые сертификаты, в том числе такие, как MCS для рыбы, RFA для кофе и FSC для упаковки».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Ольга Филатова