20 октября президент Владимир Путин объявил об очередном локдауне в России из-за четвертой волны коронавируса. После этого регионы страны один за одним начали вводить жесткие ограничения, а владельцы ресторанов, кафе и кинотеатров перестали пускать местных жителей без QR-кода. Россияне называют это антиконституционными действиями, выходят на митинги и подписывают петиции. Протестные настроения зреют и в Европе. Plus-one.ru рассказывает, чего добиваются российские и иностранные выступающие.
Россияне начали выходить на акции протеста после появления 12 ноября информации о том, что в Госдуму внесли законопроекты, которые могут запретить посещать общественные места, пользоваться железнодорожным и авиатранспортом людям без сертификата о вакцинации (QR-кода), справки о недавно перенесенной болезни или справки с медотводом.
14 ноября жители Екатеринбурга вышли на согласованный местным министерством общественной безопасности митинг с лозунгами и плакатами. Издание «E1» писало о «мирном собрании более 200 горожан» без задержаний силовиками. У протестующих на плакатах были надписи «Люди — не товар!», «Мы не рабы», «Против сегрегации».
Так вышло, что Екатеринбург стал главным протестным городом страны — помимо митингов, местные жители вместе с юристами подали иск в суд с требованием признать постановление губернатора о введении QR-кодов недействительным и противоречащим конституции. 19 ноября суд иск отклонил — на заседание пришли около 100 человек, но их не пустили в зал. 22 ноября несколько десятков жителей ворвались в Свердловскую областную прокуратуру и требовали дать ответ, законны ли QR-коды. Граждане ссылались на Нюрнбергские положения, принятые после победы над фашистской Германией, которые говорят о запрете медицинских экспериментов над людьми.
19 ноября группа жителей Волгограда проникла в здание управления местного Роспотребнадзора. «Противники вакцинации и QR-кодов, которые ворвались в офис надзорного органа, практически остановили работу ведомства, однако успели сбежать до приезда правоохранителей», — пишет местное издание V1.
Помимо этого, в десятках городов страны местные жители подписывают петиции против введения QR-кодов. Под одной из них — «федеральной» — за пять дней подписались 300 тыс. человек. В региональных петициях количество участников не менее значительное, в Кемеровской области под петицией за отмену QR-кодов свою подпись поставили 23 тыс. человек, а в Томске местные жители вместе с юристом Рамилем Хисамутдиновым под жалобой на админстрацию собрали почти 2 тыс. подписей.
Как рассказал Хисамутдинов Plus-one.ru, активисты и юристы направили жалобу в прокуратуру, а также иск в суд из-за «распоряжения администрации Томска. В нем говорится об обязательности предъявления QR-кода, медотвода или справки о недавно перенесенной болезни для посещения большинства общественных мест (парикмахерских, гостиниц, кинотеатров и так далее). Хисамутдинов утверждает, что администрация превышает свои полномочия и не имеет прав на введение таких ограничений, а само распоряжение является незаконным. При этом он отмечает, что шансов победить «практически нет».
«Мы можем быть правы хоть 10 раз, но если нет резонанса, то нас никто не услышит и наши требования не удовлетворят. Поэтому суть жалобы и иска заключается не в победе в суде, а в создании общественного резонанса и оповещении большого количества людей», — говорит Рамиль Хисамутдинов. Он отметил, что он сам и его сторонники не призывают отказываться от вакцинации, а «хотят справедливости» и отсутствия «сегрегации».
Еще одним способом выражения протеста стали видеообращения и хештеги «ПутинУслышьНас» и «ГородаГоворят» в соцсетях. 15 ноября жители Златоуста, Братска, Брянска, Калининграда и Тюмени записали ролики с требованиями остановить «принудительную вакцинацию» и введение QR-кодов. До этого не менее чем из 10 городов, включая Санкт-Петербург и Омск, люди опубликовали видео, где они скандируют лозунги и собирают подписи против «геноцида населения».
Чаще всего в подобных видеообращениях граждане жалуются на фашизм и сегрегацию. А в ролике из Новосибирска, опубликованном 21 ноября, около 200 человек возложили цветы к Монументу Славы и спели песню «Вставай страна огромная».
Ни в одном из регионов страны не было замечено, чтобы сотрудники МВД или другие силовики задерживали протестующих. Досталось только кондукторам общественного транспорта в Татарстане — одному из них распылили перцовый баллончик перед глазами, а другому сломали нос: с 22 ноября в республике перестали пускать в общественный транспорт людей без QR-кода, в первый же день действия новых правил контролеры высадили более 1,5 тыс. пассажиров. Из-за напряжения и длинных очередей в автобусы «десятки контролеров подали заявления об увольнении», сообщает издание Readovka. Республика стала первым в России регионом, где ввели подобные ограничения.
На этих выходных жители сразу нескольких стран Европы вышли на массовые митинги против коронавирусных ограничений и аналогов российских QR-кодов — «зеленых паспортов», без которых людям невозможно добраться на работу, в кафе или поехать в другой город.
В Италии протесты идут уже не первый месяц, но особенно массово люди начали выходить осенью. Так, в Риме в ночь на 21 ноября собралось несколько десятков тысяч человек.
В Нидерландах, в отличие от других протестующих стран Европы, митинги носили насильственный характер — в Роттердаме протестующие бросали в полицейских камни и фейерверки, из-за этих столкновений и поджогов автомобилей арестовали более 50 человек. В городах Алкмар и Алмело болельщики, которым нельзя посещать футбольные матчи, врывались на стадионы. В стране на три недели был введен частичный карантин, а заведения общепита стали закрываться не позднее 20:00.
Самые массовые акции протестов прошли в Австрии. В Вене на улицу вышли около 40 тыс. человек. В стране с 22 ноября введен 20-дневный локдаун — отменены все мероприятия, закрыты все рестораны и магазины, кроме тех, что продают товары первой необходимости, а правительство разрабатывает законопроект обязательной вакцинации всего населения. Она должна начаться 1 февраля 2022 года.
Менее масштабные протесты прошли в Хорватии, Швейцарии и Северной Ирландии, где на митинги вышло от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.
Крупные протесты также прошли сразу в нескольких городах Австралии — Мельбурне, Сиднее, Брисбене, Перте, Аделаиде. Люди выступают против жестких ограничений и законопроекта, расширяющего полномочия правительства на время пандемии.
По данным опроса «Левада-центра» (признан иноагентом в России), 52% опрошенных россиян либо вообще не хотят прививаться, либо отказываются от отечественной вакцины. Старший сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, исследователь американского Центра Вильсона Александра Архипова в одном из своих интервью отнесла таких людей к трем группам — тем, кто боятся прививаться из-за конспирологических подозрений, тем, кто сомневаются в качестве российской вакцины, а в третью, самую большую группу, по мнению Архиповой, входят люди, которые по разным причинам боятся побочных действий вакцины. Единой причины категоричного отказа от вакцинации не существует, считает исследовательница.
По ее словам, это отнюдь не новая проблема. Исходя из результатов исследования, проводившегося с 2011-го до 2015 год, половина детей в российских детских садах не привиты ни одной вакциной. Подобная практика берет начало в 1980-х годах, когда родители, «заботясь» о ребенке, получали у врачей медотводы в «качестве протеста» против отсутствия индивидуального подхода или из-за боязни возможных побочных эффектов.
Другой важной причиной отказа от вакцинации Александра Архипова называет «очень типичную ситуацию», когда QR-коды и ограничения люди считают нарушениями своих свобод.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Александр Чуб